0
1659
Газета Политика Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Полпред президента Петр Латышев: "Я лоббирую только интересы президента"

Тэги: латышев, полпред, урал


латышев, полпред, урал Петр Латышев уверен, что сможет указать путь закона.

- ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ, спустя 90 дней после вашей "инаугурации" сложилось ли у вас более четкое представление о том, чем вы будете заниматься, какова будет концепция развития округов, чего вы хотите добиться?

- Главная цель реформирования системы власти в стране - создание таких условий жизни людей, которые бы в большей степени обеспечивали защиту их законных прав и интересов. Как бы мы ни говорили сегодня об укреплении вертикали власти и государства, в конечном итоге речь надо вести о повышении эффективности экономики. Мы хотим добиться динамичного развития экономики - от этого выиграют люди. Одним только принятием законодательных актов невозможно реально повысить уровень жизни.

- С чего вы начали оживление экономики в своем округе?

- Во время июльской рабочей поездки на Урал президент поставил перед округом совершенно конкретные задачи. Оборонный комплекс остается стержнем не только экономики Урала, но и безопасности страны. Президент назвал Урал "опорным краем державы" в плане обеспечения национальной безопасности, и прежде всего производства военной техники. Кстати, плакаты с такой надписью вы найдете во многих городах Урала.

Другие задачи определены в соответствии с имеющимся промышленным, научно-техническим потенциалом, минерально-сырьевой базой округа. Скажем, на Урале концентрируется 42% металлургической промышленности страны. В двух автономных округах сосредоточена подавляющая часть газо- и нефтедобычи.

Вместе с тем президент отметил, что мощный потенциал округа реализуется недостаточно. На сегодняшний день нас не может устроить то, как участвует Урал в экономическом развитии страны. Поэтому считаю, что на первых порах мои усилия должны быть предельно адресными. Они должны быть направлены туда, где можно и нужно добиться качественных изменений.

Один из резервов - развитие отраслей экспортной ориентации. Президент отметил, что Урал - ведущий округ, поставляющий продукцию на экспорт и, стало быть, пополняющий российский бюджет экспортной выручкой.

- Какие конкретные экспортные "адреса", кроме предприятий военной техники, вы уже выявили?

- О конфликте на Качканарском ГОКе уже, наверное, все слышали. Там идет спор между заинтересованными сторонами, претендующими на управление этим предприятием. За последний год оно не один раз переходило из рук в руки, предпринимались попытки банкротства. Я здесь вижу следующее: с самого начала конфликта не было обеспечено в полной мере выполнение федеральных законов. Здесь не сработали государственные механизмы - правоохранительные, надзорные структуры, Мингосимущество. А митинги и предпосылки к массовым беспорядкам 10 августа во многом оказались спровоцированными, по оценкам прокуратуры, неправильными действиями органов налоговой полиции. В результате выбито из колеи крупнейшее в Европе предприятие по производству стратегического материала - ванадия, который идет в том числе и на мировой рынок и приносит реальные доходы в федеральный бюджет. Сумму ущерба я со временем назову. Происшедшее обязательно получит правовую оценку. Не надо забывать и о том, что данное предприятие является градообразующим.

Другой пример. Одно из предприятий в Кургане производит лечебные биопрепараты, которые завоевали признание и свою нишу на мировом рынке. Но российское здравоохранение устойчиво сидит на импорте. За этим стоят интересы определенных групп. В ряде случаев это связано с криминалом. Огромные бюджетные деньги тратятся на импортные препараты, в то время как имеется производство, вполне способное обеспечивать внутренние потребности.

- А у вас, собственно, хватит полномочий и сил, чтобы решить эти проблемы?

- Здесь нужны последовательность и конкретные меры по повышению эффективности органов власти. Задача полпреда - обеспечить соблюдение правил игры всеми участниками хозяйственной деятельности, а также выполнение физическими и юридическими лицами возложенных на них законом обязанностей. По ГОКу и АО, выпускающему биопрепараты, я буду докладывать президенту. Ситуация достойна его внимания. Суть в том, чтобы заработанные и сэкономленные бюджетные средства направить на другие задачи, в том числе на социальные программы.

- У вас один из самых серьезных газо- и нефтедобывающих районов страны. Входит ли в сферу ваших обязанностей взаимодействие с крупными концернами, где велико участие государства, прежде всего с "Газпромом"?

- Вместе с первым заместителем министра природопользования мы работали в Ямало-Ненецком автономном округе. Мы проводили рабочие встречи и совещания с руководителями крупнейших компаний, заслушали доклад специалистов по проблемам природопользования. Серьезную озабоченность вызывает то, что не принимается необходимых мер по восстановлению минерально-сырьевой базы, в частности не ведется должными темпами разведка новых запасов. Скажем, "Сургутнефтегаз" добывает 42 миллиона тонн нефти в год и должен обеспечивать разведку, подготовку и обустройство месторождений такого же объема запасов. Пока что компания вышла лишь на 27 миллионов тонн разведанных запасов нефти в год.

Что касается газа, то в округе за несколько лет число работников геологоразведочных предприятий сократилось с 25 до 2,5 тысячи человек. В настоящее время разведочного бурения, которое смогло бы обеспечить добычу через 10-15 лет, просто нет. Введенные в эксплуатацию месторождения вырабатываются. Давление газа в пластах упало, скажем, в Новом Уренгое в три раза. Чтобы транспортировать газ в трубу, устанавливают специальные агрегаты для повышения давления.

Я встречался со всеми мэрами, руководителями местного самоуправления округа. Мы обсуждали эти проблемы, включая значительные диспропорции, которые возникли в округе. Здесь требуется серьезное государственное решение.

- Все, о чем вы говорите, должно быть предметом забот государственных институтов и частных компаний. Почему вдруг они перестали работать? Зачем понадобилась "нянька" в виде полпредов?

- Президент уже ответил на этот вопрос. У нас в стране нет порядка, неэффективно функционирует власть. Но я бы не критиковал всех огульно за то, что власть неэффективна. Сложно обеспечить реализацию функций федеральных органов власти, работая с таким количеством субъектов Федерации. Президент на моем представлении главам субъектов Федерации заметил, что у нас есть губернаторы, которые не встречались с главой государства 8 лет.

Аналогичное положение - в федеральных министерствах и ведомствах. Скажем, за 5 лет на посту замминистра внутренних дел я успел побывать только в трети регионов. Оценка обстановки формировалась на основе докладов с мест. Все мы знаем, как составляются отчеты. Более того, федеральные структуры, которые должны поддерживать порядок в регионе, постепенно интегрировались в региональные элиты. Зачастую это связано с тем, что все материальные блага они получали из рук губернатора. Скажем, как строить работу прокурору, если он получает из бюджета на бензин копейки и не может при этом эксплуатировать даже один автомобиль. А в ряде случаев органы власти субъектов или органов местного самоуправления напрямую финансируют федеральные структуры.

Я лично разберусь с этими вопросами в своем округе и подготовлю предложения, поскольку при существующей системе управления структуры на местах выполнить возложенные на них задачи не смогут. Так что можно сказать: через федеральные округа президент становится ближе к субъектам Федерации.

- Какие у вас есть рычаги влияния на бюджет? Будут ли через вас идти какие-либо решения по расходам федерального бюджета?

- В Положении о полпредах предусмотрено, что они осуществляют контроль за движением и расходованием средств федерального бюджета в округе. И с этой целью будут сформированы соответствующие окружные структуры Министерства финансов, Счетной палаты и другие. Но это не значит, что полпред свободен от контроля за расходованием средств иных уровней бюджета. С одной оговоркой: контроль за реализацией средств федерального бюджета полпред может осуществлять напрямую, а региональных и местных бюджетов в субъектах Федерации - через соответствующие федеральные структуры, которые наделены правом и обязанностью проверять. Я имею в виду налоговую полицию, Министерство по налогам и сборам, подразделения Минфина и КРУ, органы прокуратуры. Проверки областных и местных бюджетов будут носить не системный, а избирательный характер. Эта работа будет проводиться только по инициативе полпреда после соответствующего обращения к нему о нарушениях, злоупотреблениях или преступлениях.

Контроль за исполнением регионального бюджета - это задача органов власти субъекта Федерации. Задача федеральных структур - вмешиваться в эти процессы в тех случаях, когда к этому появляются законные основания.

- Обсуждали ли вы с министром Адамовым конкретные программы по развитию закрытых городов? Будут ли проплачиваться программы переобучения кадров, реализовываться коммерческие проекты на их территории?

- ЗАТО в последние годы попали в сложную ситуацию. Коммерческие структуры злоупотребляли льготами на территории этих городов, нанеся ущерб экономике страны. Я думаю, мы в ближайшее время вернемся к оптимальным формам деятельности ЗАТО там, где они сохранятся. В ряде случаев вопрос будет решаться о целесообразности статуса ЗАТО на отдельных территориях. Думаю, что многое упростится по мере укрепления экономики страны и обеспечения ЗАТО средствами федерального бюджета.

- Вы уже представляете себе, за счет чего государство сможет выполнить финансовые обязательства?

- Из пакета проблем будут выбираться наиболее приоритетные. И выбранная часть проблем будет профинансирована и решена. Остальные будут ждать своей очереди, но заведомо невыполнимых обязательств никто брать не будет. Скажем, из 67 федеральных программ на Урале останется лишь несколько или даже их наиболее важные фрагменты, связанные с обеспечением национальной безопасности, жизни и здоровья людей.

- На территории округа много исправительных колоний, лагерей, тюрем. В связи с амнистией готовите ли вы специальные меры по адаптации тех, кто выйдет на свободу, и, с другой стороны, по защите населения от возможных нарушений порядка?

- В правоохранительных органах Урала уже существует достаточно отработанная система мер по обеспечению безопасности населения при проведении амнистии. Но отдельных сбоев я исключить не могу. Если потребуется дополнительный комплекс мер, то это будет организовано.

- Одна из отличительных черт округа - относительно самостоятельные и энергичные СМИ. Скажем, Екатеринбург имеет 16 телеканалов. Острая конкурентная борьба за влияние на прессу разворачивается между различными группировками региональных элит. Собираетесь ли вы брать под контроль и этот участок?

- Создание информационного пространства в округе - одна из моих приоритетных задач. Деятельность полпреда и его аппарата должна быть понятна и прозрачна. Проблема в том, как довести до населения информацию и обеспечить обратную связь при наличии такого количества СМИ на информационном рынке. Поэтому с министром печати Михаилом Лесиным мы запланировали провести в округе во второй половине сентября специальное совещание. На нем будут обсуждаться формы обеспечения журналистов информацией, организация взаимодействия и другие вопросы.

- Как вы собираетесь лоббировать интересы регионов своего округа?

- Я исхожу из того, что полномочный представитель президента не лоббист и им не будет. Его задача - организовать работу по реализации внутренней и внешней политики президента. Речь идет не о том, чтобы решить вопрос в интересах отдельного региона, а о том, чтобы это соответствовало прежде всего интересам страны. Если уж возник такой термин - лоббирование, то я лоббирую только интересы президента, все, что связано с укреплением единства страны и государственной власти, созданием единого правового и экономического пространства. И напротив, я не лоббирую интересов региональных структур власти, хотя в результате моих усилий должны выиграть и Федерация, и ее субъекты в отдельности.

- Вы бы поставили вопрос о передаче Пермской области, которую вы хорошо изучили за 20 лет службы, в состав Уральского округа? Многие считают это целесообразным с учетом экономической географии и историко-культурных традиций. Вообще допустима ли корректировка границ федеральных округов?

- Я бы не возражал против такого решения. Действительно, географически Пермская область образует со Свердловской компактный регион - от Екатеринбурга три с половиной часа на автомобиле. Также удобно это с точки зрения координации государственных структур и промышленных предприятий, особенно с тесными связями, как, например, в оборонном комплексе. Но деление страны на округа не предполагало приближения их к сложившимся экономико-географическим районам или межрегиональным ассоциациям экономического взаимодействия. Сетка федеральных округов решает иные задачи. Кроме того, определение границ округов находится в исключительной компетенции президента. Он принял такое решение - и мы его выполняем. Поэтому мне представляется достаточно проблематичным осуществлять новый "передел" границ. Федеральные округа не воздвигают препятствий между соседними регионами, оказавшимися по разные стороны окружных границ.

- Но жизнь-то, и социальная, и экономическая, и государственная, приноравливается к новым границам, госструктуры выстраиваются под новые округа.

- Созданием округов мы не разрываем страну на семь сепаратных, самодостаточных частей. Напротив, это предполагает укрепление и оптимизацию межсубъектных связей, сотрудничества, взаимодействия.

- Как вы относитесь к упразднению сложносоставных субъектов Федерации? В руководстве многих автономных областей ведутся разговоры о том, чтобы отказаться от статуса субъекта и вернуться в состав "материнской" области. У вас в округе - ситуация особая: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа гораздо богаче самой Тюменской области. Если будет принято общее для АО решение, не окажут ли их руководители сопротивления?

- Проблема сложносоставных субъектов действительно в последнее время активно обсуждается. По этому поводу существует ряд оценок. В Тюменской области она имеет свою специфику, поскольку все три субъекта самодостаточны. Оба АО - ведущие в стране районы газо- и нефтедобычи. Но и Тюменская область - не дотационная. Общественная жизнь сложносоставных субъектов содержит некоторые парадоксы. Скажем, губернатора Тюменской области выбирает население и области, и АО, а компетенция его власти распространяется лишь на территорию области. В то же время областная Дума состоит в том числе из депутатов от АО. Вместе с тем сложившаяся ситуация не дестабилизирует обстановки ни в области, ни в округах. Поэтому я бы не педалировал процесса объединения. К этим проблемам надо подходить с правовых позиций. Свое слово должны сказать правоведы. У меня уже были встречи и с главами этих субъектов, и с представителями нефтяных и газовых компаний, которые там работают и где эти проблемы затрагивались.

- Как вы собираетесь решать проблему защиты интересов малых народов и широкомасштабную деятельность российских сырьевых монополий? Скажем, Норильск с предприятиями в свое время был полностью выведен в специальную хозяйственную зону, которая подчинена Красноярску, с тем чтобы более эффективно решать проблемы культурной автономии.

- К сожалению, государственная структура, которая занималась защитой интересов малых народов Севера - Государственный комитет по делам Севера, - ликвидирована. Она вошла в качестве подразделения в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики. Сколь эффективно оно будет решать задачи, мне пока оценить трудно. Поэтому этот вопрос будет предметом моего пристального внимания.

- Будете ли вы создавать совет губернаторов в округе?

- Я с большим уважением отношусь к главам субъектов. От их действий во многом зависит успех задуманной реформы. В Уральском федеральном округе - это люди многоопытные, снискавшие доверие избирателей. По многим вопросам мы уже активно сотрудничаем с губернаторами. Думаю, что такой консультативный орган был бы очень полезен.

- Как вы оцениваете шансы конструктивной оппозиции в округе? Поддержат ли ее губернаторы?

- Наши губернаторы находятся на госслужбе. Их деятельность должна соответствовать законам Российской Федерации. Не думаю, что они могли бы поддержать чью-либо позицию, идущую вразрез с политикой президента или Конституцией РФ. Так или иначе законность действий губернаторов будет предметом пристального внимания аппарата полпредов. Мы должны помочь губернаторам избежать ошибок.

- Где живет ваша семья?

- Жена и сын сейчас находятся в Москве. В Екатеринбурге пока не все готово для жилья и работы. Там есть временная резиденция, где я останавливаюсь, когда там бываю. Но на первых порах больше недели в месяц проводить в столице округа у меня не получается. Думаю, что мой рабочий ритм до конца года будет складываться так: треть месяца в Екатеринбурге, остальное время в субъектах округа и в Москве. Это совершенно необходимо, чтобы изучить реальные проблемы каждого субъекта, познакомиться с его руководством - как говорится, органично войти в жизнь территорий. С другой стороны, мне нельзя оторваться и от Москвы, где в основном приходится согласовывать и принимать решения. На следующей неделе на местах приступят к своей работе в полном объеме мои заместители. Думаю, что такая модель на ближайшие несколько месяцев оптимальна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
537
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
534
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
871
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
451

Другие новости