0
1049
Газета Политика Интернет-версия

17.08.2000 00:00:00

Подлодка ударилась о дно?

Тэги: подлодка, курск


подлодка, Какой груз поднимут на борт госпитального судна

СРЕДИ множества гипотез о возможных причинах аварии атомного подводного крейсера проекта 949А "Курск" наиболее правдоподобной, по мнению отечественных экспертов, может выглядеть следующая. Дело в том, что подводная лодка в момент аварии находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота и готовилась к выполнению учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей. Чтобы "на отлично" выполнить это упражнение, лодка должна вначале определить главную цель в ордере. Если экипаж не может определить ее по данным акустики, он может всплыть на перископную глубину и определить главную цель в отряде боевых кораблей визуально, но это будет являться нарушением условий выполнения учебных стрельб. А если все-таки всплывать на перископную глубину, то надо иметь исчерпывающие данные о надводных целях в районе всплытия.

Вполне возможно, подвсплыв на перископную глубину, командир лодки увидел, что подводный крейсер находится в опасности столкновения с каким-то надводным кораблем. В этой обстановке командир принял, по всей вероятности, решение на уклонение от возможного тарана и дал команду экипажу "срочное погружение!"

Следует упомянуть о том, что под килем атомного подводного крейсера было в этот момент 70-80 м "чистой воды". Надо также принять во внимание еще и длину лодки - более 150 метров. Кроме того, для устойчивости удержания корабля на перископной глубине (в этот момент лодка управляется только ходом и рулями) в балластные цистерны обычно принимается до 80 т воды, т.е. лодка намеренно утяжеляется. Наконец, скорость хода подводной лодки на перископной глубине в этот момент могла составлять до 8 узлов.

С целью уклонения от возможного столкновения с надводным кораблем при выполнении команды "срочное погружение!" в цистерны главного балласта была принята забортная вода (да еще плюс упомянутые 80 т), горизонтальные рули переведены на погружение, и со скоростью 8 узлов ракетный подводный крейсер с большим дифферентом на нос устремился в глубину. А теперь сравним глубину Баренцева моря в этом районе с длиной ракетоносца, скоростью хода и выполняемым маневром. Для того чтобы погрузиться на 70-80 метров "чистой воды", которая была в этот момент под килем лодки, требуются секунды. По всей вероятности, 25-тысячетонный подводный корабль с ходу столкнулся носовой частью корабля с дном моря.

Произошел сильный удар. За субмариной в настоящее время на дне моря обнаружена борозда, что говорит в пользу выдвинутой гипотезы. Кроме того, лодка на дне лежит с выдвинутым перископом, что свидетельствует о том, что попытка всплытия "Курска" на перископную глубину все-таки была.

Что могло произойти в результате такого сильного удара в прочном корпусе подводной лодки? Все предметы, естественно, пошли вперед, сорвало баллоны воздуха высокого давления, произошел срыв с фундаментов основного оборудования, турбин (тем более что они находятся на амортизаторах). По всей видимости, не сохранились аккумуляторные батареи, поскольку при ударе такого характера трескаются корпуса, возникает течь электролита, выделяется хлор, вполне возможны взрыв и пожар. В лодке пропал свет. Так что, по всей видимости, внутри прочного корпуса ее есть тяжелые повреждения.

Вполне возможно, что в носовые отсеки подводного корабля поступила забортная вода. Именно в трех первых отсеках находятся главный командный пункт, основные устройства регенерации воздуха, там во время похода находится до 75% экипажа. Располагающееся в четвертом отсеке устройство ВИПС - механизмы для выстреливания сигнальных патронов - не было приведено в действие. Этими патронами лодка могла просигнализировать о случившейся беде, но, по неясным причинам, они не были приведены в действие. Все управление лодкой было в этот момент сосредоточено во втором отсеке.

Таким, с большой вероятностью, можно предполагать развитие событий. Однако случившееся после аварии вызывает немало вопросов. Почему сразу после приключившейся беды на дно моря не был спущен глубоководный водолаз? (Не было специалиста нужной квалификации?) Почему водолаз с помощью магнитных присосок не установил нормальную связь экипажа с руководством спасательной операции? Почему не были приняты меры для продува цистерн главного балласта со спасательных судов при помощи того же водолаза? Цистерны при ударе вполне могли уцелеть, даже если учесть, что сохранилась часть из них, лодка, учитывая незначительную для ее длины глубину погружения, вполне могла подвсплыть кормой, упираясь носом в дно моря. Система продувания главного балласта между прочим проста и великолепно сконструирована. Только это позволило бы выручить моряков в первые минуты после аварии.

Надо отметить, что в настоящее время умалчиваются и результаты работы спасательных снарядов (ошибочно называемых иногда "колоколом"), которые являются высокоэффективными средствами для спасения экипажей погрузившихся подводных лодок. По имеющимся сведениям, они нормально стыкуются с поврежденной лодкой и при крене свыше 20 градусов.

Что касается иностранной помощи, то при всех сложностях языкового и технологического характера спасателями из других стран первым делом будет затребована полная информация (и это логично) о нашей новой подводной лодке. По внешнему виду главнокомандующего Военно-морским флотом адмирала Владимира Куроедова можно с достаточными на то основаниями сказать, что ему известно о случившейся беде значительно больше, чем знаем все мы. Можно сказать, что все-таки выводов из предыдущих трагедий с нашими подводными лодками сделано мало или они не носят конструктивного характера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
883
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1550
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1385
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2598

Другие новости