Российское общество, напуганное терактом на Пушкинской площади Москвы, не будет противиться ослаблению правовой защищенности граждан.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
ПОСЛЕДСТВИЕМ взрыва на Пушкинской площади 8 августа пока стало то, что российские политики снова заговорили о необходимости усилить полномочия специальных служб и правоохранительных органов, потому что без такого усиления они не смогут эффективно расследовать подобные преступления, а главное, уверенно их предотвращать.
Владимир Путин, например, упомянул некоторые ответные "адекватные меры", вице-премьер Алексей Кудрин, ссылаясь на разговор с Михаилом Касьяновым, - "ряд решений, которые обеспечат безопасность в Российской Федерации". Глава же думской фракции "Единство" Борис Грызлов сообщил, что, по его сведениям, в скором времени на Охотный Ряд поступят законопроекты, которые "конкретизируют ряд прав правоохранительных структур" и будут направлены на "укрепление порядка в стране".
Говорить более подробно г-н Грызлов отказался, отметив, что когда вышеназванные документы попадут в руки законодателей, тогда и можно будет комментировать предлагаемые в них нововведения. Не смог он также и сказать, кто станет инициатором "конкретизации". Впрочем, легко догадаться, что автором законодательных инициатив, усиливающих силовые и правоохранительные органы, скорее всего выступит российское правительство. Кстати, именно эти инициативы, возможно, и имел в виду г-н Кудрин, когда рассказывал о том, что премьер-министр скоро подпишет ряд неких решений. Не исключено, правда, что для придания предложениям исполнительной власти (а правильно читай - самих правоохранительных органов прежде всего) большего веса, их инициатором может оказаться и сам президент Путин. Он, кстати, чуть ли не демонстративно проявляет свое уважение к силовым структурам на публике - достаточно вспомнить те совещания, которые проводятся им в начале каждой рабочей недели.
И хотя не исключено, что вспыхнувший после взрыва интерес к усилению полномочий и увеличению функций правоохранительных служб носит популистский характер и политики сознательно говорят то, что определенно должно понравиться испуганным и разозленным гражданам, все-таки, видимо, следует посмотреть, а что же может измениться в российском законодательстве, касающемся силовых структур. Отметим прежде всего, что каждая из этих структур действует, во-первых, на основании собственного именного закона, а во-вторых, имеет в руках общий закон об оперативно-разыскной деятельности. Как выяснил корреспондент "НГ" из бесед с рядом депутатов, занимающихся законодательством о правоохранительных органах, те документы, о которых говорил глава думской фракции "Единство", скорее всего в первую очередь будут направлены на исправление данного закона. В нем как раз расписаны полномочия и ФСБ, и МВД, и ряда других структур. Думские наблюдатели полагают, что этим двум службам, вполне возможно, могут быть предоставлены права на проведение более облегченных следственных процедур в том случае, если они будут связаны с делами о терроризме и организованной преступности.
Кроме того, не исключили охотнорядские собеседники корреспондента "НГ", будет довольно естественно, если ревизии подвергнется и другой базовый закон, имеющий отношение к главной теме последних нескольких дней. Речь идет о совсем недавно принятом законе о борьбе с терроризмом, который, к примеру, уже используется в качестве правовой основы при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе. Причем, как считают эксперты, в весьма расширенном толковании. Для примера они называют ту часть закона, которая трактует зону проведения подобных операций как отдельное здание или его часть либо как строго ограниченную территорию вокруг таких зданий, но не как один или даже несколько субъектов Российской Федерации. А ведь согласно закону о борьбе с терроризмом именно на данной жестко ограниченной территории органам милиции и безопасности и даются такие полномочия, которые в принципе нарушают те многие гражданские права и свободы, что строго зафиксированы в Конституции страны.
Поправки к закону о борьбе с терроризмом, юридически закрепляющие его расширенное толкование, де-факто производимое властями, таким образом, могут стать еще одним пунктом того списка инициатив, о которых говорил Борис Грызлов. Кстати, те же эксперты, которые давали такие прогнозы, одновременно уверены в том, что в Думе все законодательные предложения, связанные с расширением полномочий силовых структур, получат полную поддержку. Еще даже не читая никаких бумаг, за них уже выступили проправительственные фракции "Единство" и "Народный депутат". Лидер последней вообще заявил о том, что его коллеги станут добиваться от нижней палаты также и отмены моратория на проведение смертной казни. Однако с одобрительными речами выступают уже и не только безоговорочные сторонники Владимира Путина. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов вчера, например, сообщил о том, что думская фракция коммунистов поддержит любые жесткие меры, направленные на борьбу с преступностью и терроризмом. Заметим, что в среду г-н Зюганов, по его словам, около двух часов беседовал с президентом.
Факты зондажа настроений коммунистов позволяют делать любые выводы, а также привязывать их к любым слухам - например, даже к такому маловероятному, как отставка правительства Михаила Касьянова. Кстати говоря, сей слух тоже имеет отношение к ныне модной теме усиления роли спецслужб и правоохранителей, потому что у него есть и вторая часть - преемником г-на Касьянова называют секретаря Совета безопасности Сергея Иванова. Заметим, что его гипотетическое назначение было бы крайне логичным: государству с сильными правоохранительными органами нужен глава правительства с соответствующей квалификацией, тем более что президент с таким же образованием у него уже есть.