Сенаторы устали от противостояния и приняли все предложения Кремля.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
СУДЯ по тому, как проходило обсуждение путинского закона о порядке формирования Совета Федерации на вчерашнем заседании верхней палаты, могло показаться, что сенаторы просто-напросто устали участвовать в заведомо проигрышных баталиях с президентом и нижней палатой, поняв, что выигранное время вряд ли способно остановить ход реформ.
Кроме того, разговоры о внеочередном заседании Государственной Думы, которая грозила собраться в случае наложения Советом Федерации повторного вето, также сыграли свою роль. То, что преодолеть вето для нижней палаты - не проблема, она уже доказала. Но главной причиной лояльности членов верхней палаты называют разговор, состоявшийся между Владимиром Путиным и Егором Строевым вечером накануне заседания. Содержание беседы спикер верхней палаты обнародовать не стал, однако результат налицо - обе стороны пошли на серьезные уступки друг другу. Совет Федерации одобрил законопроект о формировании верхней палаты, а президент, в свою очередь, пообещал не подписывать законопроект о принципах организации самоуправления без учета поправок сенаторов, который вчера они все-таки обсудили и отклонили, предложив Госдуме создать согласительную комиссию. Кроме того, вероятно, дала о себе знать серьезная подготовка к заседанию со стороны кремлевской администрации. Накануне Александр Волошин встретился с фактическим главой "сенатской оппозиции" чувашским президентом Николаем Федоровым, а Путин дал аудиенцию одному из самых неблагонадежных с точки зрения Кремля сенаторов - московскому мэру Юрию Лужкову.
Члены верхней палаты, похоже, даже и не желали снова возвращаться к жарким спорам по поводу закона и критике путинских преобразований в принципе, как это происходило на предыдущих двух заседаниях. Представитель согласительной комиссии от сената, вице-спикер Совета Федерации Олег Королев, да и другие члены депутации от верхней палаты с усталым выражением лица доказывали своим коллегам, что свою миссию они выполнили по максимуму. Самые расхожие фразы, звучавшие в этот день в стенах верхней палаты, были примерно такие: "Закон стал лучше, чем предлагала Дума, но хуже, чем ныне действующий" или "Из закона мы "выжали" все, что только можно". Лишь немногие по-прежнему сохраняли боевой настрой по отношению к реформе верхней палаты, но возгласы недовольных буквально "потонули" в обреченных высказываниях: "С нами или без нас, но закон все равно вступит в силу". Прения прервал Егор Строев, устало посоветовав коллегам: "Давайте уже голосовать, ребята". Сенаторы даже не пожелали голосовать тайно - большинство высказалось за открытое поименное волеизъявление. Результат вполне отразил настрой членов СФ при обсуждении - 119 человек высказались за принятие документа и лишь 18 - против.
Обсуждение Налогового кодекса и закона о введении его в действие происходило совсем иначе, чего, впрочем, и следовало ожидать. Основные доводы против принятия поправок в Налоговый кодекс сводились прежде всего к тому, что новый порядок распределения доходов, согласно которому регионы должны будут отдавать в федеральный бюджет до 70% доходов, крайне губителен для регионов-доноров. Министр финансов Алексей Кудрин, выступая перед сенаторами, не скрывал, что из-за налоговой реформы регионы-доноры частично теряют свои преимущества. В их числе министр назвал и Москву, и Санкт-Петербург, и Нижегородскую область. Не случайно одним из самых критичных по поводу Налогового кодекса было выступление Юрия Лужкова. По его словам, введение акцизов на топливо усложнит работу предприятий, а таможенный режим, который предусматривает увеличение пошлин на ввоз сырья и уменьшение пошлин на ввоз продукции, ставит российскую продукцию в неравные условия с импортной. Кроме того, московский мэр заметил, что поправки в Налоговый кодекс приведут к потере инициативы субъектов Федерации становиться бездотационными. Аналогичные претензии высказывались многими губернаторами в кулуарах. Однако ни выступление Юрия Лужкова, ни первоначальный настрой "заблокировать" поправки не помешали сенаторам в конце концов не только одобрить закон, но ввести его в действие большинством голосов с января следующего года. "За" проголосовали 115 сенаторов, "против" - лишь 23.
Одновременная победа Кремля и правительства выглядит действительно эффектно. Сенаторы сдержали свое обещание, что при рассмотрении Налогового кодекса они не будут руководствоваться политическими соображениями. Пока Кремль занимался продвижением законопроектов по реформе вертикали власти, правительство вынуждено было "пробивать" налоговые поправки в одиночку. Тем более что и время, которое было выбрано для внесения поправок в Налоговый кодекс, выглядело крайне неудачным - преодоление вето СФ Госдумой выступало в роли дополнительного раздражителя для губернаторов. Тем более что один шаг навстречу члены верхней палаты уже сделали, приняв согласованный документ "О порядке формирования...".