0
1010
Газета Политика Интернет-версия

17.06.2000 00:00:00

"Я не сторонник того, чтобы всех посадить"

Тэги: Степашин


Сергей Степашин.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

- ПРЕЗИДЕНТ готовит новую программу экономического развития, инициировал реформу государственного управления. Какова концепция работы и перестройки вашего ведомства в этих условиях?

- Если бы этого ведомства не было, то я думаю, что в рамках сегодняшних преобразований его следовало было создать. По Конституции, Счетная палата (СП) - это главный государственный орган независимого финансового контроля в стране. Реализация этой главной задачи в рамках административной реформы мне представляется очень важной.

Во-первых, Путин действует совершенно правильно с точки зрения управленческих решений. Да, мы за нормальную рыночную экономику. Программа Грефа уже работает, хотя и сопряжена с преодолением существенных противоречий. Но как бы там ни было, основные ценности нормальной рыночной экономики и введение рыночных законов сегодня не только задекларированы - они реализуются. Пример - экономический блок, который Путин и правительство проводят сейчас через Госдуму.

Я недавно встречался с Григорием Явлинским и честно сказал, что у меня нет сейчас вопросов, по которым я мог бы серьезно полемизировать с главой государства по экономической части. По сути дела, это та программа, о которой много лет говорили все. Путин, воспользовавшись своей убедительной победой на выборах, сделал то, чего не было сделано в свое время Борисом Николаевичем в конце 1991 и 93-го годов. Когда ты получаешь поддержку народа и власть, нужно быстро, в течение 2-3 месяцев проводить серьезные экономические решения. Путин это сделал. Поэтому теперь становится очень важным то, что сейчас должна заработать и вторая сторона политики, как, к примеру, в период Пятой республики во Франции под руководством Де Голля. Должны включиться жесткие административные рычаги в целях создания нормальных условий для работы экономики страны - всех секторов и всех форм собственности. Ведь то, что у нас сформировалось за последние несколько лет, трудно назвать не только капитализмом, но и вообще чем-либо.

- Иными словами, поскольку рыночные механизмы не действуют, то приходится прибегать к механизмам регулирования?

- Я не буду навешивать ярлыки. Просто появилось недоверие людей, занимающихся бизнесом, к государству. Отсюда уход денег из страны, пассивность иностранных инвесторов, а следовательно, резкое сокращение инвестиционных программ, падение производства, разворовывание бюджета.

Отсюда - потребность в создании системы контроля и через нее - нормальных условий работы экономики. Причем президент делает это одновременно, хотя контроль следовало укреплять раньше. Приведу простой пример, чтобы была понятнее роль Счетной палаты. Дэн Сяопин за два года до начала китайских реформ предложил создать контрольно-счетную палату КНР, и она была учреждена по его инициативе. Правда, она разрослась до невероятных размеров - там теперь работают 95 тысяч человек.

- А у вас сколько?

- У нас 750 человек. И дело не только в том, что это связано с численностью населения. Это сопряжено с конкретными задачами. Китайский руководитель прекрасно понимал, что начало серьезных экономических реформ и создание рыночной экономики на китайский манер без жесткого контроля за тем, как расходуются бюджетные средства, как работают инвестиционные программы и какова их эффективность, ничего не получится - деньги будут просто уплывать. И в этом плане роль Счетной палаты высока, как и других контрольных органов.

- Как понимать ваши слова? Как намерение серьезно усилить полномочия Счетной палаты?

- В принципе нам не надо ничего придумывать. По ряду позиций будем просить не дополнительных полномочий, а только конкретизации нашей работы. Мы должны прежде всего четко знать, куда и как идут деньги из бюджета, как используется государственная собственность. Как работают инвестиционные программы и как производятся внешние заимствования. Как используются кредиты МВФ. Все это - сфера деятельности Счетной палаты. В ходе трех с половиной тысяч проверок за последние 5 лет палата выявила случаев нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств на 240 миллиардов рублей, а в бюджет было возвращено 25 миллиардов рублей.

Люди, разбазаривающие бюджетные деньги, должны нести за это ответственность. У нас есть формы представлений по таким случаям, но, к сожалению, в ответ мы из-за нехватки властных полномочий Счетной палаты часто получаем отписки.

- По некоторым данным, эффективность реализации решений Счетной палаты - не выше 50%. Вы можете установить факт нарушения, а заставить вернуть деньги в бюджет не можете. Вы намерены добиваться дополнительных полномочий?

- Дополнительные полномочия будут определены законом. Мы ставим вопрос о возможности если не безакцептного списания, то постановки вопроса о возвращении средств посредством прямых экономических санкций в отношении субъектов экономического права.

Кроме того, речь идет о привлечении к ответственности тех, кто не реагирует на предписания. Без этого ничего не удастся сделать. Генеральный прокурор мне предложил проводить предварительное дознание. Но лучше мы пойдем по другому пути. Мы впервые в истории двух органов - СП и Генпрокуратуры - провели недавно совместную коллегию. Я рад самому этому факту, а особенно тому, что мы намерены выходить на очень серьезные решения.

Будем действовать, например, следующим образом. Если в результате проверки вскрывается, что деньги идут не по назначению и есть предмет уголовного преследования, то обращаемся в прокуратуру на местах и дальше работаем вместе. При этом аналитика, экономические и иные предложения, оперативная составляющая - все это остается за ними. Одновременно в текущем месяце подпишем соглашения о более тесном сотрудничестве с ФСБ, налоговой полицией, МВД. Президенту Путину я недавно представил письмо по этому поводу. Он поставил резолюцию - "согласен".

- Нельзя ли поподробнее рассказать, что содержалось в этом письме?

- Это, например, ряд объектов, которые интересуют и самого президента. Речь идет о ситуации в "Росвооружении", "Промэкспорте", "Газпроме" и многих естественных монополиях. По МПС я ему уже представил записку. Насколько я знаю, Путин уже дал ряд серьезных поручений по ситуации в МПС. Сейчас мы изучаем вопросы, связанные с возможными нарушениями и на других крупных объектах. Неудивительно, что со всех сторон в наш адрес раздается критика. Но вот, кстати, по "Норильскому никелю" у нас мнение иное. Кроме Юрия Болдырева, у которого было особое мнение, коллегия Палаты признала, что Норильский комбинат является одним из немногих примеров, когда приватизированное предприятие работает эффективно, поддерживает социальную сферу.

- Теперь о новых региональных структурах Счетной палаты...

- Некоторые считают, что мы пытаемся создать семь палат, потому что Путин создал 7 федеральных округов. На самом деле еще два года назад Дума поддержала предложения Палаты о создании региональных структур. Но Совет Федерации тогда не пошел нам навстречу. Сейчас снова возвращаемся к этому вопросу. Я попросил Владимира Владимировича, чтобы он выступил с законодательной инициативой и направил в Думу предложения об изменении закона о СП и о праве создания нами региональных структур. И с учетом того, что семь полпредов президента будут заниматься, кроме прочего, вопросами расходования бюджетных средств, их взаимодействие со счетными палатами на местах очень важно. Я встречался со всеми семью полпредами, и они также крайне в этом заинтересованы. Мы им уже направляем все необходимые материалы по регионам. Вообще похоже, что на сегодня только мы представляем новым полпредам ясную картину по регионам.

- Решение каких еще задач готова взять на себя Счетная палата?

- СП должна выдвигать свои предложения по формированию бюджета, по разработке инвестиционных и иных программ, по вопросам внешнего заимствования. Не просто осуществлять проверку, но и готовить свои предложения. Для этого необходима сильная аналитика на основе огромного количества проверок и знания финансовой ситуации "изнутри". Наверное, кроме Минфина, больше нет такого органа, который бы знал, куда и как за последние 5-6 лет шли деньги, насколько эффективно работают те или иные финансовые программы. Новое подразделение СП должно будет давать на-гора, кроме того, серьезную аналитику, которая сегодня крайне необходима.

- Но это явно выходит за рамки нынешних полномочий Счетной палаты.

- Я направил Владимиру Владимировичу несколько записок о полномочиях СП, действительно выходящих за рамки нынешних, - по оборонному комплексу, по проблемам, связанным с денежным обращением в нашей экономике. О том же я говорил с Михаилом Касьяновым, и он также высказал большую заинтересованность. И сейчас мы серьезно готовимся к содокладу по бюджету на 2001 год, с которым я буду выступать в сентябре в Госдуме. Предложим свое видение ситуации. Для этого, конечно, кроме структур, которые занимаются аудитом и ревизией, мы, по решению недавней коллегии СП, создаем ряд новых структур.

- Что это будут за структуры?

- Это будут сильные методические и аналитические подразделения, серьезная правовая служба, которая могла бы давать первоклассную юридическую экспертизу. Из 240 материалов, где, как мы считали, есть предмет для направления в прокуратуру и для возбуждения уголовных дел, половину нам вернули, потому что с точки зрения прокуратуры там такого предмета не оказалось. Отсюда - необходимо иметь в СП юридическую службу, которая была бы укомплектована юристами, глубоко разбирающимися в экономике и способными четко определять предмет уголовного преследования.

Ведь сложнее всего бороться с правонарушениями в экономической, финансовой и кредитной сфере. Это я знаю как бывший министр внутренних дел и как директор ФСБ. В этой сфере менее всего раскрывается дел, менее всего дел доходит до суда, и большая часть из них просто разваливается. Помните, Евгений Максимович Примаков говорил о 92 тыс. человек, которых следует наказать за экономические преступления. Но давайте попробуем их раскрыть и доказать именно экономическую сторону преступлений. Но и здесь я не сторонник того, чтобы всех посадить. Есть ведь и методы жесткой профилактики, где можно было бы предостеречь от принятия тех или иных решений.

Сейчас у нас ведется жесткая полемика по нефтепромыслам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Мы подготовили письмо Касьянову, я встречался с губернатором Игорем Фархутдиновым. В письме премьеру высказываем ряд оценок, насколько эффективно сегодня работает инвестиционное соглашение, и, на мой взгляд, соглашение по "Сахалину-2" работает неплохо. Но начиная с сентября в течение 3 месяцев вместе с КРУ Минфина и с Контрольным управлением президента, а также со службой внутреннего контроля, которая будет действовать на Сахалине, мы решили сделать серьезный анализ работы этого соглашения в целом. Есть, скажем, мнение, что данное соглашение ведет к разворовыванию ресурсов страны и что вообще нельзя было его подписывать. Мне хотелось бы из политической плоскости ("никого к нам не пустим и сами с голоду помрем") все-таки перевести все это в плоскость экономическую. Я планирую провести открытое рассмотрение данного вопроса здесь, на коллегии СП, с приглашением всех заинтересованных сторон: и американцев, которые там работают, и губернатора, и Минфина, и Минэкономики, и представителей СМИ.

- А Госдума-то поддержит ваши многочисленные инициативы?

- Когда меня утверждали председателем СП, я получил 309 голосов. Все, что я сказал, все вопросы, которые были заданы мне, шли от депутатов Госдумы. Мы сейчас очень плотно работаем с бюджетным комитетом Госдумы. У нас есть СП в субъектах Федерации, но они нам не подчинены и не должны подчиняться, они создаются местными законодательными органами. Взаимодействие с нами было весьма ослаблено. В конце этого года я планирую проведение всероссийского совещания руководителей СП России и на поддержку надеюсь. Мы хотим создать Ассоциацию СП РФ. Туда войдут СП, которые работают по местным бюджетам. Это серьезный инструмент, который еще не везде реализован. У нас только в 61 субъекте Федерации России есть СП.

- А как же 7 новых "окружных" структур?

- Это наши структуры. Это большая разница. Мы в данном случае перенимаем опыт Запада. В США в Счетной палате работают три с половиной тысяч человек. У них 16 региональных структур. Там председатель СП назначается президентом, утверждается конгрессом на 16 лет. СП считается абсолютно независимым органом власти. Его даже называют "цепным псом" конгресса. Зарплата председателя СП США - 190 тысяч долларов в год, Франции - точно такая же, как у премьер-министра. Даже в бедных странах, в Сингапуре, ввели высокие заработки, но одновременно и жесткие требования: за экономическую ошибку - в тюрьму. У нас зарплата инспекторского состава на 20% выше, чем в аппарате правительства и даже в администрации президента. Средняя зарплата наших работников - 6000 рублей. Но проблемы есть. Недавно был задержан один из руководителей инспекции за злоупотребление служебным положением.

- Не собираетесь ли вы в связи с этим создать еще одну структуру внутри Счетной палаты?

- Мы всерьез задумываемся о внутреннем контроле. Мы создаем структуру, которая будет работать не только с правоохранительными органами по части проведения совместных проверок, но и в части контроля за тем, как работает и наш состав. У нас есть несколько прикомандированных сотрудников ФСБ, и очень важно, чтобы в наших рядах не было тех, кто злоупотребляет служебным положением, берет взятки.

У нас также пока не реализовано - не знаю по чьей вине - положение о юридической и физической защите инспекторов. У нас таким правом пользуются чуть ли не инспектора всех комиссий, даже хлебных. Сейчас три инспектора едут работать по крупнейшим проверкам. И они не имеют по закону никакой юридической защиты. Поэтому сейчас мы вносим поправку в соответствующий закон о том, чтобы и на сотрудников СП были распространены законные права об их защите. И страховка, и физическая защита.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
548
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
916
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
658
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
362

Другие новости