0
1760
Газета Политика Интернет-версия

07.06.2000 00:00:00

Обходные пути высшего образования

Вадим Аванесов

Об авторе: Вадим Сергеевич Аванесов - доктор педагогических наук, профессор.

Тэги: образование, закон


В СООТВЕТСТВИИ с Конституцией РФ каждый гражданин вправе получить, на конкурсной основе, высшее образование. В России для 50% всех желающих учиться это право все еще остается нереализованным из-за противоречия между возрастающим спросом на образовательные услуги и возможностями их реализации. Исследования ученых показывают, что в России должно быть около 7 млн. студентов; между тем сейчас у нас студентов примерно в два раза меньше. В то время как во многих странах студенты составляют от 3 до 6% всего населения, а это от 80 до 89% выпускников школ. Другая причина неразвитости высшей школы - коррупция, по которой прием в вузы еще с советских времен уступал только торговле.

Новые времена внесли свои коррективы. Теперь на первое место вышли работники министерств (госкомитетов) - 41%. На втором месте - сотрудники правоохранительных органов - 26%. Вступительные экзамены в вузы как наиболее коррупционный этап учебного процесса считают более 2/3 опрошенных студентов и преподавателей. Это выяснилось в ходе недавно опубликованного исследования иркутских социологов. Как свидетельствуют результаты их работы, более 40% студентов, 30% преподавателей и почти 30% родителей сталкиваются с проявлениями коррупции в вузах. Каждому четвертому преподавателю предлагали взятки (в основном в форме подарков). Каждый третий студент и каждый пятый родитель считают, что лучше дать взятку представителю администрации или преподавателю, чем платить за обучение в установленном порядке.

Субъективизм, протекционизм, мздоимство существуют в вузах, по мнению опрошенных, в устойчивых проявлениях. Там же отмечается катастрофический рост "покупок" контрольных и курсовых работ, неоправданного репетиторства и платных консультаций, к которым преподаватели склоняют студентов. Теперь открыто говорят, что в вузы можно поступить при наличии репетиторской подготовки, поддержки (блата) или денег. Для полноты картины к этому можно добавить неограниченную продажу поддельных дипломов любого вуза в переходах столичного метро.

Коррупция является одной из причин того, что по качеству образования, по данным ЮНЕСКО, Россия скатилась со второго места в мире (в 60-х годах) до 13-го места в последней, третьей группе развивающихся стран к началу XXI века. Если основные нарушения при приеме в вузы допускаются на местах, то условия для их возникновения создаются чиновниками правительственных учреждений. Они фактически приватизировали сферу приема в вузы, подменив общественный интерес частным. Это и есть претворение в жизнь классической формы "присвоения государства" чиновничеством. Известна и схема такого присвоения, в центре которой находится так называемый "Порядок приема в вузы". Там в нарушение всех законов под внешне благовидными предлогами вводятся свои, незаконные каналы поступления в вузы, которые стопроцентно контролируются из центра и на местах.

Первый канал - внеконкурсный целевой набор абитуриентов, списки которых составляются чиновниками. Предлог известен с советских времен: в отдаленных и сельских районах нужны специалисты. Но тогда было и принудительное распределение этих лиц. Теперь принуждать никто не вправе, стимулов для возвращения почти нет. Тем не менее за сохранение целевого набора идет борьба, и в первых рядах - Министерство образования. Хотя оно первым должно было поставить вопрос: если в условиях перехода к рыночной экономике кому-то нужны специалисты, подготовленные целевым образом, то за них надо целевым образом и платить. Но при такой постановке дела потребность в таких кадрах существенно отпала бы. И уже совсем станут ненужными посредники - составители списков для незаконного набора. Уже сами вузы отказываются от таких абитуриентов, осознавая всю пагубность засорения такими "кадрами". Например, в Вологодском педуниверситете из 420 человек 150 получили двойки. Теперь понятно, почему вместо 60% целевиков-абитуриентов они допустили к обучению только 28,4%.

Второй канал - прием граждан иностранных государств на бесплатное обучение, что уменьшает число мест для обучения граждан РФ за счет бюджета. В п. 5 "Порядка приема" нет уточнения по численности (или процента) приема на платные или бесплатные места граждан иностранных государств. Что создает на практике реальные условия для нарушений. Вопрос, кого зачислить и на каких условиях, опять решается чиновниками. Хотя понятно, что прием таких граждан - это важный вопрос политики. Но тогда его и надо решать политическими методами и не в ущерб гражданам своей страны.

Третий канал - досрочно проводимое (в апреле) платное тестирование учащихся, что Генпрокуратурой времен Ю.И. Скуратова уже было признано незаконным. Этим тестированием уже много лет управляют чиновники Минобразования, выделяют на него средства, но о доходах - полная тишина. По итогам довольно спорного тестирования выдаются сертификаты негосударственного образца для поступления в государственные вузы. В цивилизованном государстве Министерство образования не должно само возводить барьеры перед своими гражданами-абитуриентами. Оно, напротив, должно защищать их, если вузы делают это с нарушениями правил. Обязанность государства - разрабатывать именно правила объективного и справедливого приема и следить за их выполнением, не участвуя самому в лишении права на получение высшего образования хотя бы одного абитуриента. Похоже, что это еще долго надо объяснять. Стремление к деньгам оказывается сильнее служебного долга.

Четвертый канал - единые (совмещенные) экзамены в школе, которые затем могут расцениваться как конкурсные экзамены в вузе. И опять на основе получаемых несопоставимых и грубых оценок кто-то решает - кого можно принять в вуз, а кого - не следует.

Пятый канал - проведение олимпиад, что нарушает права тех абитуриентов, кто не имеет возможности в них участвовать. По итогам проверки Генпрокуратуры и из публикаций в прессе известно, что именно этот пункт открывает дополнительные возможности для злоупотреблений на местах. В законе об олимпиадах нет ни слова.

Эти и другие каналы подрывают единую конкурсную основу приема в вузы, предусмотренную Конституцией РФ. Для всех должны быть созданы равные условия, при которых граждане могли бы непосредственно состязаться в уровне знаний и в способностях осваивать образовательные программы. К сожалению, по мере роста коммерциализации образования эта конституционная норма растекается посредством создания незаконных каналов. И все это делается с позволения правительства. Вспоминается едкое, но верное и по сей день замечание Герцена о том, что российское правительство всегда готово нарушить закон, если оно уверено, что останется безнаказанным (т. 6, с. 251).

В недавно опубликованном проекте реформирования образования Центра стратегических разработок принята наконец модель единого подхода к приему в вузы. Очевидно, что это должна быть модель качественного педагогического измерения, не получающего у нас пока цивилизованного признания. Не надо ждать 2003 года, на который назначена долгожданная реформа приема в вузы. А сейчас надо скорее устранить отмеченные перекосы, вызывающие напряжение в общественном сознании.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
673
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
817
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
757
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
756

Другие новости