0
1750
Газета Политика Интернет-версия

07.06.2000 00:00:00

Обходные пути высшего образования

Вадим Аванесов

Об авторе: Вадим Сергеевич Аванесов - доктор педагогических наук, профессор.

Тэги: образование, закон


В СООТВЕТСТВИИ с Конституцией РФ каждый гражданин вправе получить, на конкурсной основе, высшее образование. В России для 50% всех желающих учиться это право все еще остается нереализованным из-за противоречия между возрастающим спросом на образовательные услуги и возможностями их реализации. Исследования ученых показывают, что в России должно быть около 7 млн. студентов; между тем сейчас у нас студентов примерно в два раза меньше. В то время как во многих странах студенты составляют от 3 до 6% всего населения, а это от 80 до 89% выпускников школ. Другая причина неразвитости высшей школы - коррупция, по которой прием в вузы еще с советских времен уступал только торговле.

Новые времена внесли свои коррективы. Теперь на первое место вышли работники министерств (госкомитетов) - 41%. На втором месте - сотрудники правоохранительных органов - 26%. Вступительные экзамены в вузы как наиболее коррупционный этап учебного процесса считают более 2/3 опрошенных студентов и преподавателей. Это выяснилось в ходе недавно опубликованного исследования иркутских социологов. Как свидетельствуют результаты их работы, более 40% студентов, 30% преподавателей и почти 30% родителей сталкиваются с проявлениями коррупции в вузах. Каждому четвертому преподавателю предлагали взятки (в основном в форме подарков). Каждый третий студент и каждый пятый родитель считают, что лучше дать взятку представителю администрации или преподавателю, чем платить за обучение в установленном порядке.

Субъективизм, протекционизм, мздоимство существуют в вузах, по мнению опрошенных, в устойчивых проявлениях. Там же отмечается катастрофический рост "покупок" контрольных и курсовых работ, неоправданного репетиторства и платных консультаций, к которым преподаватели склоняют студентов. Теперь открыто говорят, что в вузы можно поступить при наличии репетиторской подготовки, поддержки (блата) или денег. Для полноты картины к этому можно добавить неограниченную продажу поддельных дипломов любого вуза в переходах столичного метро.

Коррупция является одной из причин того, что по качеству образования, по данным ЮНЕСКО, Россия скатилась со второго места в мире (в 60-х годах) до 13-го места в последней, третьей группе развивающихся стран к началу XXI века. Если основные нарушения при приеме в вузы допускаются на местах, то условия для их возникновения создаются чиновниками правительственных учреждений. Они фактически приватизировали сферу приема в вузы, подменив общественный интерес частным. Это и есть претворение в жизнь классической формы "присвоения государства" чиновничеством. Известна и схема такого присвоения, в центре которой находится так называемый "Порядок приема в вузы". Там в нарушение всех законов под внешне благовидными предлогами вводятся свои, незаконные каналы поступления в вузы, которые стопроцентно контролируются из центра и на местах.

Первый канал - внеконкурсный целевой набор абитуриентов, списки которых составляются чиновниками. Предлог известен с советских времен: в отдаленных и сельских районах нужны специалисты. Но тогда было и принудительное распределение этих лиц. Теперь принуждать никто не вправе, стимулов для возвращения почти нет. Тем не менее за сохранение целевого набора идет борьба, и в первых рядах - Министерство образования. Хотя оно первым должно было поставить вопрос: если в условиях перехода к рыночной экономике кому-то нужны специалисты, подготовленные целевым образом, то за них надо целевым образом и платить. Но при такой постановке дела потребность в таких кадрах существенно отпала бы. И уже совсем станут ненужными посредники - составители списков для незаконного набора. Уже сами вузы отказываются от таких абитуриентов, осознавая всю пагубность засорения такими "кадрами". Например, в Вологодском педуниверситете из 420 человек 150 получили двойки. Теперь понятно, почему вместо 60% целевиков-абитуриентов они допустили к обучению только 28,4%.

Второй канал - прием граждан иностранных государств на бесплатное обучение, что уменьшает число мест для обучения граждан РФ за счет бюджета. В п. 5 "Порядка приема" нет уточнения по численности (или процента) приема на платные или бесплатные места граждан иностранных государств. Что создает на практике реальные условия для нарушений. Вопрос, кого зачислить и на каких условиях, опять решается чиновниками. Хотя понятно, что прием таких граждан - это важный вопрос политики. Но тогда его и надо решать политическими методами и не в ущерб гражданам своей страны.

Третий канал - досрочно проводимое (в апреле) платное тестирование учащихся, что Генпрокуратурой времен Ю.И. Скуратова уже было признано незаконным. Этим тестированием уже много лет управляют чиновники Минобразования, выделяют на него средства, но о доходах - полная тишина. По итогам довольно спорного тестирования выдаются сертификаты негосударственного образца для поступления в государственные вузы. В цивилизованном государстве Министерство образования не должно само возводить барьеры перед своими гражданами-абитуриентами. Оно, напротив, должно защищать их, если вузы делают это с нарушениями правил. Обязанность государства - разрабатывать именно правила объективного и справедливого приема и следить за их выполнением, не участвуя самому в лишении права на получение высшего образования хотя бы одного абитуриента. Похоже, что это еще долго надо объяснять. Стремление к деньгам оказывается сильнее служебного долга.

Четвертый канал - единые (совмещенные) экзамены в школе, которые затем могут расцениваться как конкурсные экзамены в вузе. И опять на основе получаемых несопоставимых и грубых оценок кто-то решает - кого можно принять в вуз, а кого - не следует.

Пятый канал - проведение олимпиад, что нарушает права тех абитуриентов, кто не имеет возможности в них участвовать. По итогам проверки Генпрокуратуры и из публикаций в прессе известно, что именно этот пункт открывает дополнительные возможности для злоупотреблений на местах. В законе об олимпиадах нет ни слова.

Эти и другие каналы подрывают единую конкурсную основу приема в вузы, предусмотренную Конституцией РФ. Для всех должны быть созданы равные условия, при которых граждане могли бы непосредственно состязаться в уровне знаний и в способностях осваивать образовательные программы. К сожалению, по мере роста коммерциализации образования эта конституционная норма растекается посредством создания незаконных каналов. И все это делается с позволения правительства. Вспоминается едкое, но верное и по сей день замечание Герцена о том, что российское правительство всегда готово нарушить закон, если оно уверено, что останется безнаказанным (т. 6, с. 251).

В недавно опубликованном проекте реформирования образования Центра стратегических разработок принята наконец модель единого подхода к приему в вузы. Очевидно, что это должна быть модель качественного педагогического измерения, не получающего у нас пока цивилизованного признания. Не надо ждать 2003 года, на который назначена долгожданная реформа приема в вузы. А сейчас надо скорее устранить отмеченные перекосы, вызывающие напряжение в общественном сознании.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1213
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1398
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1517
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3725

Другие новости