0
1479
Газета Политика Интернет-версия

16.12.1999 00:00:00

И социальная реклама может быть предвыборной

Тэги: Отечество, выборы, Лужков, минюст, агитация


Избиратели действительно должны помнить, что надо верить делам, а не словам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
КОГДА несколько месяцев назад на улицах Москвы появилась так называемая социальная реклама, рассказывающая о грандиозных свершениях и достижениях столичного правительства под руководством мэра, московские чиновники дружно опровергали причастность этой пропагандистской кампании к будущим выборам. Они утверждали, что рекламные щиты и плакаты просто украсили столицу, сделали жизнь москвичей веселее и содержательнее. Когда на месте прежних билдбордов появились красочные портреты, изображавшие улыбающихся лидеров блока "Отечество - Вся Россия", чиновники продолжали утверждать, что в этом нет ничего особенного: страна должна знать своих истинных героев - крепких хозяйственников и мудрых академиков, которые не на словах, а на деле спасают Россию.

Когда в последнюю неделю перед выборами все станции Московского метрополитена были буквально заполонены рекламными листовками и плакатами с портретами трех лидеров ОВР и "тех самых" кандидатов в депутаты, которых поддерживает лужковско-примаковский блок, руководитель предвыборного штаба ОВР Георгий Боос заявил на пресс-конференции, что московское правительство не имеет к этой акции никакого отношения. По словам Бооса, рекламная продукция появилась в московской подземке исключительно по инициативе "вагоновожатых и контролеров", которые таким образом выразили свои политические пристрастия и симпатии мэру Москвы и блоку "Отечество - Вся Россия". Это выглядит более чем странно, ведь в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ" черным по белому записано: "Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы... государственным и муниципальным служащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения". Кстати, по нашим сведениям, рекламное агентство "Метрос-медиа", которое обладает эксклюзивными правами на размещение рекламы в метро, не заключало ни с кем договоров на размещение подобной продукции.

Впрочем, несмотря на явное нарушение закона, это выглядит сущей мелочью по сравнению с другим фактом, доказывающим, что мэру Москвы Юрию Лужкову никакие законы не писаны. По крайней мере федеральные. В распоряжении редакции оказались копии документов, проливающих свет на подготовку и проведение избирательной кампании по выборам мэра и вице-мэра Москвы. Итак, документ номер один - письмо вице-мэра Валерия Шанцева и вице-премьеров столичного правительства Сергея Ястржембского и Анатолия Петрова, адресованное мэру Москвы Юрию Лужкову: "Уважаемый Юрий Михайлович! В соответствии с утвержденной концепцией избирательной кампании по выборам Мэра и Вице-мэра Москвы рабочая группа завершает разработку детального плана рекламно-пропагандистских мероприятий. В этой связи необходимо Ваше решение по одной из первоочередных, на наш взгляд, акций разворачивающейся кампании. Речь идет о как можно более оперативной реализации целевой программы по наружной рекламе. В организационном и финансовом отношении представляется наиболее рациональным и эффективным сделать стержнем всей PR-кампании самостоятельные блоки социальной рекламы под общим условным названием "Твоя Москва!". Красочные плакаты и слайды будут отражать реальный городской пейзаж, содержащий зримые достижения созидательной деятельности городской власти за последние годы на конкретной территории (город, округ, район). Особо стоит подчеркнуть, что на этих средствах наглядной агитации не предусмотрено никаких предвыборных лозунгов, ибо целью данной социальной рекламы становится воспитание патриотического отношения горожан к своему двору, улице, району, а в конечном итоге - к родному городу. В случае Вашего положительного решения данный проект нуждается в соответствующем финансовом обеспечении и активной помощи всех заинтересованных подразделений и префектур".

Ответ мэра Москвы: "Согласен. Эта работа должна быть для Вас плановой. Нужно немедленно исправить положение, решить вопросы содержания и финансирования и в кратчайшие сроки приступить к реализации проекта. Срок - 3 дня". Если учесть, что и первое письмо, и второе датировано 5 ноября 1999 года, то становится понятным, что "детальный план рекламно-пропагандистских мероприятий" в рамках избирательной кампании по выборам

мэра Лужкова и вице-мэра Шанцева давно уже финансируется московским правительством и воплощается в жизнь. И слова о нарочитом отсутствии предвыборных лозунгов на этих рекламных щитах уже вряд ли введут кого-либо в заблуждение. Это ведь тоже в своем роде рекламный ход.

Документ номер два - письмо начальника департамента экономической политики Москвы Юрия Росляка мэру Москвы Юрию Лужкову: "Уважаемый Юрий Михайлович! В соответствии с Вашим поручением от 05.11.99 г. # 4-19-16136/9 Департамент экономической политики и развития г. Москвы совместно с Департаментом финансов рассмотрел вопрос о финансовом обеспечении целевой программы по наружной рекламе в соответствии с утвержденной концепцией избирательной кампании по выборам Мэра и Вице-мэра Москвы и сообщает. В настоящее время указанная программа финансируется за счет следующих источников:

Средства городского бюджета по разделу "Прочие средства массовой информации", предусмотренные в бюджете города на 1999 год в объеме 38 млн. рублей.

Средства внебюджетного фонда рекламы и городской информации в размере 23% от суммы платы за пользование рекламным пространством и за размещение средств наружной рекламы и информации на территории г. Москвы в зонах особого городского значения (согласно оценке - 38 млн. руб.)

В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 23.11.99 г. # 1327-РМ в целях привлечения дополнительных источников финансирования во внебюджетный фонд рекламы и городской информации с 1 июля 1999 года направлены дополнительные средства в объеме 35 млн. рублей. Всего поступления во внебюджетный фонд, по ожидаемой оценке, составят более 70 млн. рублей.

Средства городского бюджета по разделу "прочие расходы" в объеме 30 млн. рублей (на информационное обеспечение избирательной кампании и внешнее оформление территории города).

На оформление территории округов и районов г. Москвы могут также использоваться средства, взимаемые в виде платы за пользование рекламным пространством и за размещение средств наружной рекламы и информации в зонах особого и общего городского значения, поступающие во внебюджетные фонды финансовых ресурсов префектур и районов г. Москвы, которые, по ожидаемой оценке, на 1 января 2000 года составят около 250 млн. рублей. По нашему мнению, целесообразно, в дополнение к выделенным ассигнованиям, поручить префектам административных округов направить указанные средства на финансирование целевой программы по наружной рекламе по плану рекламно-пропагандистских мероприятий. Прошу Вашего решения".

Ответ мэра Москвы Юрия Лужкова: "Росляку Ю.В. С Вашим предложением согласен. Префектам административных округов. Прошу принять необходимые меры по реализации предложенной схемы. Шанцеву В.П. Петрову А.В.". (Орфография документов сохранена. - "НГ".)

Если перевести всю эту официальную переписку с бюрократического языка на общечеловеческий, то вывод можно сделать один: избирательная кампания Юрия Лужкова на пост мэра столицы финансируется, во-первых, из городского бюджета, во-вторых, из внебюджетных фондов, в-третьих, из финансовых ресурсов префектур и районов, то есть из карманов москвичей, которые и не подозревали, что, заплатив многочисленные налоги, они фактически профинансировали рекламу Лужкова и блока "Отечество - Вся Россия". Жителей столицы никто об этом не предупреждал, и, уж конечно, никто не выяснял их политических симпатий. Командно-административная система, ярким представителем которой является нынешний мэр Москвы, на это вовсе и не рассчитана. Однако существует закон, согласно которому предельная сумма расходов кандидата, зарегистрированного при выборах мэра и вице-мэра, не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 000 раз. Подсчитайте те миллионы, которые указаны в процитированных нами официальных документах, и вы поймете, что закон здесь не только нарушен, но и фактически попран, как попраны права москвичей-избирателей самостоятельно сделать свой политический выбор. Кстати, в том же законе о выборах сказано, что органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям и организациям запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов. Но лидеру "Отечества" и это нипочем. Сам нарушая закон, он вовлекает в противоправные действия не только московское правительство, но и всех столичных чиновников, которые по долгу службы не могут ослушаться градоначальника.

Но и это еще не все. Возможно, в ближайшее воскресенье москвичам предстоит стать свидетелями знаменательного события, о чем вчера сообщил журналистам президент центра "Индем" Георгий Сатаров. И речь идет не о выборах, а о мероприятии на первый взгляд вполне культурном: мэр Москвы Юрий Лужков намерен провести торжественное открытие храма Христа Спасителя. В день выборов, как известно, агитация запрещена. Тем не менее просить средства массовой информации о том, чтобы трансляцию отложили до девяти вечера, когда закроются выборные участки, Лужков, естественно, не будет. Расчет более чем очевиден: те 10% голосов, которые потерял ОВР в результате собственных неудачных действий и информационных войн, Лужков намерен добрать 19 декабря. По данным социологов, именно столько приносит агитация в день выборов.

На момент подписания номера нам стало известно, что, по сообщению агентства РИА "Новости", Министерство юстиции России планирует провести в ближайшее время полномасштабную комплексную проверку движения "Отечество", так как в ходе проверки его региональных отделений были выявлены недостатки в их деятельности. Об этом сообщил вчера руководитель департамента по делам общественных и религиозных объединений Минюста Владимир Томаровский. Он заявил, что, в частности, в региональном отделении "Отечества" Владимирской области были сфальсифицированы учредительные документы этого движения. А в Саратовском отделении "Отечества" "забыли" предоставить в установленный законодательством срок соответствующие документы в налоговые органы. Официальное предупреждение было также вынесено Омскому региональному отделению движения "Отечество". По словам г-на Томаровского, проверка будет проводиться уже после выборов в Госдуму. Минюст запросит не только все распорядительные документы движения, но и финансовую отчетность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
244
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
410
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
301
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
178

Другие новости