ПАРЛАМЕНТСКИЕ выборы в Индии завершились победой Бхаратия Джаната парти (БДП). Сформировано правительство во главе с Аталом Бихари Ваджпайи, которое вновь получило в свои руки всю мощь государственной машины. Теперь можно продолжить "разборку" с оппозицией, первую скрипку в которой играет Индийский национальный конгресс (И) (ИНК/И/), возглавляемый Соней Ганди, вдовой бывшего премьер-министра Раждива Ганди, погибшего от рук террориста.
Центральное бюро расследований (ЦБР) официально зарегистрировало в столичном суде свое первое обвинение против лиц, замешанных в так называемом "деле Бофорс" - скандале, связанном с крупными взятками, полученными высшими индийскими чиновниками и бизнесменами при совершении сделки на покупку гаубиц шведской фирмы "Бофорс" во времена правительства Раджива Ганди. Хотя дело тянется более 9 лет и кое-кто был готов списать его в архив, вторичный приход к власти БДП, провозгласившей яростную борьбу против коррупции во всех ее видах и невзирая ни на какие лица, означает начало нового крестового похода против взяточников. Показательным в этой связи должно стать "дело Бофорс", ибо в нем замешано слишком много крупных имен, вплоть до самого Раджива Ганди.
Прокурорское заключение на 25 страницах обвиняет в преступном сговоре с целью получения крупных взяток ряд таких деятелей. Среди них бывший секретарь министерства обороны С.К. Бхатнагар, индийский торговец оружием Вин Чадха, итальянский бизнесмен (всегда имевший тесные связи с Соней Ганди, итальянкой по рождению) Оттавио Кваттроччи, бывший президент фирмы "Бофорс" Мартин Ардбо и сама шведская компания "А.Б. Бофорс". Кроме того, в документе фигурирует имя бывшего премьера Раджива Ганди, хотя этого "обвиняемого нельзя предать суду в связи с его трагической гибелью".
Скандальный контракт на поставку гаубиц официальные представители индийского правительства и шведская компания подписали 24 марта 1986 г. на сумму более 14 млрд. рупий. А 22 января 1990 г. ЦБР официально приняло к производству "Дело Бофорс". Как явствует из обвинительного заключения, в 1985-1987 гг. названные лица вступили в сговор, чтобы вынудить индийское правительство подписать контракт на приобретение 400 155-миллиметровых гаубиц типа FH77B производства шведской фирмы "Бофорс". Некоторые из них использовали для этого свое высокое служебное положение, в том числе в целях личной выгоды.
Расследование выявило, что огромные денежные суммы переходили от "Бофорс" непосредственно в руки Кваттроччи и Вин Чадхи в нарушение положенных банковских процедур и законодательства стран, на территории которых находились соответствующие банки.
Кроме того, "Бофорс" выплатила 27 млн. долл. некоей компании "Свенска инкорпорейтед", расположенной в Панаме. Затем эта сумма появилась на личном счету Вин Чадхи в женевском банке "Суис бэнк корпорейшн". Еще 7,5 млн. долл. "Бофорс" перевела британской компании "АЕ сервисес", а затем 97% этой суммы были переведены на счет компании "Колбар инвестментс лимитед", также расположенной в Панаме, но контролируемой уже другим фигурантом - Оттавио Кваттроччи.
Следствие продолжается, чтобы точно определить, какую роль в "деле Бофорс" сыграли и видные индийские бизнесмены Дж.П. Хиндуджа, Пракаш Хиндуджа, Сричанд Хиндуджа, сын Вин Чадхи Херш Чадха и жена Кваттроччи Мария. В связи с этим ожидается прибытие в Индию ряда важных документов из Швейцарии. Не исключено, что оттуда в ближайшее время ЦБР может выступить с еще одним обвинительным заключением по "делу Бофорс", в котором "всплывут" новые известные имена.
Тем не менее реакция индийской общественности оказалась не совсем обычной. Многие полагают, что это "ясное дело", искусственно тормозившееся на протяжении более 9 лет, носит прежде всего политический характер.
Наблюдатели единодушно отмечают, что "очень скоро все мы станем свидетелями удивительного и скандального спектакля, который благодаря СМИ будет держать в напряжении всю страну", а закончится он, скорее всего, ничем. Просто потому, что на смену БДП может прийти ИНК/И/, а в этом мире все - грешники.
Что же касается гаубиц фирмы "Бофорс", то они хорошо зарекомендовали себя во время пакистано-индийского вооруженного инцидента в кашмирском секторе Каргил в июле нынешнего года. К тому же победа Индии в этом конфликте сыграла свою роль и в победе БДП на последовавших парламентских выборах.
Дели