0
1678
Газета Политика Интернет-версия

08.10.1999 00:00:00

Ислам, нефть, ракеты и ядерные реакторы

Раджаб Сафаров

Об авторе: Раджаб Саттарович Сафаров - старший научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, руководитель Центра изучения современного Ирана.

Тэги: Иран, нефть


МИНИСТР иностранных дел Ирана Кемаль Харрази в письме, адресованном своему российскому коллеге Игорю Иванову, строго осудил террористические акты, произошедшие в Москве и в некоторых других городах России, выразил свое сочувствие семьям погибших и готовность его страны оказать помощь России в преодолении последствий этих разрушений.

Произошло нечто неординарное, чрезвычайно важное с точки зрения нынешней геополитики. Посудите сами, страна, которая традиционно всеми правдами и неправдами обвиняется в поддержке международного терроризма, в очередной раз первой среди стран исламского мира официально осуждает терроризм, тем более на идеологической основе. Так, по имеющейся информации, Тегеран не допустит проникновения на Кавказ через свою границу с Азербайджаном никаких террористов.

Иран признает, что все, что происходит сейчас на Северном Кавказе, - это чисто внутреннее дело России. Страна, которая долгие годы считала себя центром чуть ли ни всего исламского мира, которая всегда была готова оказать щедрую помощь всем исламским движениям и религиозным освободительным течениям по всему миру, сейчас отмежевывается от мусульманских сепаратистов.

Иран, однако, и ранее, в 1994-1996 годах, не особенно вдавался в перипетии силового решения чеченского вопроса. Реакция Ирана на чеченскую проблему, вернее, ее отсутствие, была тогда беспрецедентной. Полная безучастность Ирана никак не вписывалась в рамки взятой на себя роли - быть защитником мусульман во всем мире. Это можно объяснить только так: иранцы не хотели ослабления российско-иранских отношений.

Многие ожидали, что после распада советской системы Иран будет активно поддерживать исламские движения, в том числе и радикальные, в новых мусульманских государствах СНГ, создавая тем самым исламские режимы, лояльные Тегерану.

Тегеран, однако, ничего не сделал, чтобы помочь исламскому правительству, которое в течение короткого времени вполне демократическим способом находилось у власти в Таджикистане в 1992 г. Совершенно очевидно, что у Ирана были большие возможности для более активного участия в межтаджикских делах, поскольку основные лидеры Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) нашли приют в Тегеране и находились в зависимости от иранских настроений. Естественно, Иран мог бы скорректировать деятельность ОТО в своих интересах, но, похоже, он приложил серьезные усилия по установлению мира между ОТО и официальным Душанбе.

Да и в Азербайджане, где господствует шиитская ветвь ислама, Иран мог бы найти благодатную почву для усиления своего влияния. Но тем не менее и в отношении Азербайджана Иран вел себя спокойно. Иранская революция имеет свои шиитские общины повсюду, почти во всех странах арабского и исламского мира, но шиитское духовенство Азербайджана непосредственно не было подвергнуто целенаправленному воздействию революционной исламской идеологии Хомейни и его последователей.

После распада Советского Союза организованных и достаточно сильных исламских групп и движений на пространстве бывшего СССР было достаточно много. Они, как правило, получали разностороннюю помощь в основном из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Пакистана, Кувейта и других мусульманских государств. Иран же сосредоточил свое внимание на сотрудничестве с новыми мусульманскими государствами СНГ исключительно по линии торгово-экономических и культурных связей.

Очень важно иметь в виду, что нейтральное, можно сказать, равнодушное отношение к политическим движениям исламского толка на просторах бывшего СССР вовсе не означает слабости политической системы Ирана. Более того, такая пассивность по отношению к новым государствам вовсе не вписывается в рамки далеко идущих целей внешней политики Ирана, а именно - создавать лояльные к Ирану исламские движения везде, где это возможно. Перед нами - негласное соглашение двух государств, жизненно заинтересованных в поддержании нормальных отношений друг с другом.

В основе этого сотрудничества лежит ряд общих интересов, которые делают этот союз реальным и даже необходимым. Одна из таких сфер интересов - экономика. Россия чрезвычайно заинтересована в увеличении экспортного дохода, но ее возможности ограничены. Иран остро нуждается в модернизации своих вооруженных сил, в ядерных реакторах и новейших технологиях, но не может их получить на Западе из-за американских санкций и давления США на своих союзников в Западной Европе. Еще одна сфера общности интересов Москвы и Тегерана - ни при каких обстоятельствах не допускать расширения влияния США и Турции на Кавказе и в Центральной Азии.

Тегеран имеет сильный стимул согласиться с политикой Москвы и в отношении Азербайджана. Несмотря на религиозную общность Ирана и Азербайджана, Тегеран был беспристрастен в оценке армяно-азербайджанского конфликта, что фактически означало одобрение христианской Армении.

Для Ирана дружба с Россией дала бы возможность быть более независимым и продолжать свой нынешний курс по отношению к Западу. А для России появляется возможность использовать влияние Ирана в исламском мире в решении глобальных и локальных геополитических задач, стоящих перед Россией как крупной мировой державой.

Но не все безоблачно в российско-иранских отношениях. Важнейшая сфера, где интересы этих государств расходятся, - это проблема транспортировки энергетических ресурсов Каспия. Естественно, Тегерану выгодно, чтобы трубопроводы, несущие азербайджанскую и центральноазиатскую нефть и природный газ на Запад и мировые рынки, проходили по иранской территории. Включившись в систему инфраструктуры мировых энергоносителей, Иран стал бы частью этой системы, в стабильности и устойчивом развитии которой стали бы заинтересованы многие могущественные государства. Не говоря уже о существенном доходе за транзит энергоносителей.

Однако Россия заинтересована в том, чтобы маршруты трубопроводов проходили по ее территории. Но Запад этого не хочет, так как считает, что во-первых, Россия монополизирует экспорт нефтяных ресурсов стран Кавказа и Центральной Азии, во-вторых, российские маршруты не слишком выгодны, поскольку длиннее остальных. И, наконец, согласись Запад на иранский вариант, он достигает главной политической цели: Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, экспортируя существенные объемы своей нефти и газа на мировые рынки, получат экономическую независимость от России. И это еще более важно для Запада, чем экономическая выгода от этих проектов.

Кроме того, серьезные проблемы существуют в отношениях двух государств по линии военно-технического сотрудничества. Иран - один из крупнейших импортеров современного оружия. Прагматизм иранского руководства принес стране немалые дивиденды. Россия поставила в Иран многое из современной военной техники и новейших технологий: танки T-72, средства ПВО, самолеты МиГ-29 и Су-24. В Иран поступили три бесшумные подводные субмарины, что вызвало большое беспокойство США и монархий Персидского залива.

Вместе с тем уже несколько лет на столе у "Росвооружения" лежат заявки Тегерана на закупку оружия и военной техники на сумму в несколько миллиардов долларов. Но обязательства России перед США не позволили пока удовлетворить эти просьбы.

По существу, единственной пока сферой, где Россия ведет более или менее самостоятельную линию и не поддается давлению Запада, - это сотрудничество с Ираном в области ядерной энергетики. И здесь Соединенные Штаты и Израиль не дают покоя России, подозревая, что она якобы помогает Ирану в производстве атомного оружия и баллистических ракет нового поколения.

Вашингтон надеялся, что его подозрения относительно продажи Москвой оружия Ирану и оказание помощи в строительстве АЭС убедят Ельцина отказаться от этих проектов во избежание ослабления российско-американских связей. Но американские усилия только обострили негодование россиян по отношению к Америке и даже привели к росту антиамериканских настроений в обществе.

Главная причина негативной реакции США на сделку с Ираном - не соображения, связанные с опасностью распространения ядерного оружия, а беспощадная борьба на мировом рынке атомной энергии. Начатая США торговая война против России на рынке АЭС не имеет себе равных ни по накалу борьбы, ни по цене победы: ведь сильнейший получит потенциальный доступ к большим деньгам, которых нельзя заработать даже в самом прибыльном на сегодняшний день оружейном бизнесе.

Иран, вероятно, и далее останется осторожным в попытке продвинуть свою идеологию в новые мусульманские государства, пока отношения с Россией остаются на хорошем уровне. Однако совершенно очевидно, что если произойдет свертывание отношений с Ираном, а это вполне может иметь место в силу жесточайшего давления Запада, в основном США и Израиля, на Россию, то Тегеран может проводить более активную и самостоятельную политику в новых мусульманских государствах и даже в мусульманских анклавах самой России. В этом случае российские интересы могут быть серьезно ущемлены, и расходы на их защиту значительно превысят ту финансовую помощь, которую Запад и США могут оказать Москве в благодарность за ограничение отношений с Ираном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
922
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
573
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1125
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1113

Другие новости