МИНИСТР иностранных дел Ирана Кемаль Харрази в письме, адресованном своему российскому коллеге Игорю Иванову, строго осудил террористические акты, произошедшие в Москве и в некоторых других городах России, выразил свое сочувствие семьям погибших и готовность его страны оказать помощь России в преодолении последствий этих разрушений.
Произошло нечто неординарное, чрезвычайно важное с точки зрения нынешней геополитики. Посудите сами, страна, которая традиционно всеми правдами и неправдами обвиняется в поддержке международного терроризма, в очередной раз первой среди стран исламского мира официально осуждает терроризм, тем более на идеологической основе. Так, по имеющейся информации, Тегеран не допустит проникновения на Кавказ через свою границу с Азербайджаном никаких террористов.
Иран признает, что все, что происходит сейчас на Северном Кавказе, - это чисто внутреннее дело России. Страна, которая долгие годы считала себя центром чуть ли ни всего исламского мира, которая всегда была готова оказать щедрую помощь всем исламским движениям и религиозным освободительным течениям по всему миру, сейчас отмежевывается от мусульманских сепаратистов.
Иран, однако, и ранее, в 1994-1996 годах, не особенно вдавался в перипетии силового решения чеченского вопроса. Реакция Ирана на чеченскую проблему, вернее, ее отсутствие, была тогда беспрецедентной. Полная безучастность Ирана никак не вписывалась в рамки взятой на себя роли - быть защитником мусульман во всем мире. Это можно объяснить только так: иранцы не хотели ослабления российско-иранских отношений.
Многие ожидали, что после распада советской системы Иран будет активно поддерживать исламские движения, в том числе и радикальные, в новых мусульманских государствах СНГ, создавая тем самым исламские режимы, лояльные Тегерану.
Тегеран, однако, ничего не сделал, чтобы помочь исламскому правительству, которое в течение короткого времени вполне демократическим способом находилось у власти в Таджикистане в 1992 г. Совершенно очевидно, что у Ирана были большие возможности для более активного участия в межтаджикских делах, поскольку основные лидеры Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) нашли приют в Тегеране и находились в зависимости от иранских настроений. Естественно, Иран мог бы скорректировать деятельность ОТО в своих интересах, но, похоже, он приложил серьезные усилия по установлению мира между ОТО и официальным Душанбе.
Да и в Азербайджане, где господствует шиитская ветвь ислама, Иран мог бы найти благодатную почву для усиления своего влияния. Но тем не менее и в отношении Азербайджана Иран вел себя спокойно. Иранская революция имеет свои шиитские общины повсюду, почти во всех странах арабского и исламского мира, но шиитское духовенство Азербайджана непосредственно не было подвергнуто целенаправленному воздействию революционной исламской идеологии Хомейни и его последователей.
После распада Советского Союза организованных и достаточно сильных исламских групп и движений на пространстве бывшего СССР было достаточно много. Они, как правило, получали разностороннюю помощь в основном из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Пакистана, Кувейта и других мусульманских государств. Иран же сосредоточил свое внимание на сотрудничестве с новыми мусульманскими государствами СНГ исключительно по линии торгово-экономических и культурных связей.
Очень важно иметь в виду, что нейтральное, можно сказать, равнодушное отношение к политическим движениям исламского толка на просторах бывшего СССР вовсе не означает слабости политической системы Ирана. Более того, такая пассивность по отношению к новым государствам вовсе не вписывается в рамки далеко идущих целей внешней политики Ирана, а именно - создавать лояльные к Ирану исламские движения везде, где это возможно. Перед нами - негласное соглашение двух государств, жизненно заинтересованных в поддержании нормальных отношений друг с другом.
В основе этого сотрудничества лежит ряд общих интересов, которые делают этот союз реальным и даже необходимым. Одна из таких сфер интересов - экономика. Россия чрезвычайно заинтересована в увеличении экспортного дохода, но ее возможности ограничены. Иран остро нуждается в модернизации своих вооруженных сил, в ядерных реакторах и новейших технологиях, но не может их получить на Западе из-за американских санкций и давления США на своих союзников в Западной Европе. Еще одна сфера общности интересов Москвы и Тегерана - ни при каких обстоятельствах не допускать расширения влияния США и Турции на Кавказе и в Центральной Азии.
Тегеран имеет сильный стимул согласиться с политикой Москвы и в отношении Азербайджана. Несмотря на религиозную общность Ирана и Азербайджана, Тегеран был беспристрастен в оценке армяно-азербайджанского конфликта, что фактически означало одобрение христианской Армении.
Для Ирана дружба с Россией дала бы возможность быть более независимым и продолжать свой нынешний курс по отношению к Западу. А для России появляется возможность использовать влияние Ирана в исламском мире в решении глобальных и локальных геополитических задач, стоящих перед Россией как крупной мировой державой.
Но не все безоблачно в российско-иранских отношениях. Важнейшая сфера, где интересы этих государств расходятся, - это проблема транспортировки энергетических ресурсов Каспия. Естественно, Тегерану выгодно, чтобы трубопроводы, несущие азербайджанскую и центральноазиатскую нефть и природный газ на Запад и мировые рынки, проходили по иранской территории. Включившись в систему инфраструктуры мировых энергоносителей, Иран стал бы частью этой системы, в стабильности и устойчивом развитии которой стали бы заинтересованы многие могущественные государства. Не говоря уже о существенном доходе за транзит энергоносителей.
Однако Россия заинтересована в том, чтобы маршруты трубопроводов проходили по ее территории. Но Запад этого не хочет, так как считает, что во-первых, Россия монополизирует экспорт нефтяных ресурсов стран Кавказа и Центральной Азии, во-вторых, российские маршруты не слишком выгодны, поскольку длиннее остальных. И, наконец, согласись Запад на иранский вариант, он достигает главной политической цели: Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, экспортируя существенные объемы своей нефти и газа на мировые рынки, получат экономическую независимость от России. И это еще более важно для Запада, чем экономическая выгода от этих проектов.
Кроме того, серьезные проблемы существуют в отношениях двух государств по линии военно-технического сотрудничества. Иран - один из крупнейших импортеров современного оружия. Прагматизм иранского руководства принес стране немалые дивиденды. Россия поставила в Иран многое из современной военной техники и новейших технологий: танки T-72, средства ПВО, самолеты МиГ-29 и Су-24. В Иран поступили три бесшумные подводные субмарины, что вызвало большое беспокойство США и монархий Персидского залива.
Вместе с тем уже несколько лет на столе у "Росвооружения" лежат заявки Тегерана на закупку оружия и военной техники на сумму в несколько миллиардов долларов. Но обязательства России перед США не позволили пока удовлетворить эти просьбы.
По существу, единственной пока сферой, где Россия ведет более или менее самостоятельную линию и не поддается давлению Запада, - это сотрудничество с Ираном в области ядерной энергетики. И здесь Соединенные Штаты и Израиль не дают покоя России, подозревая, что она якобы помогает Ирану в производстве атомного оружия и баллистических ракет нового поколения.
Вашингтон надеялся, что его подозрения относительно продажи Москвой оружия Ирану и оказание помощи в строительстве АЭС убедят Ельцина отказаться от этих проектов во избежание ослабления российско-американских связей. Но американские усилия только обострили негодование россиян по отношению к Америке и даже привели к росту антиамериканских настроений в обществе.
Главная причина негативной реакции США на сделку с Ираном - не соображения, связанные с опасностью распространения ядерного оружия, а беспощадная борьба на мировом рынке атомной энергии. Начатая США торговая война против России на рынке АЭС не имеет себе равных ни по накалу борьбы, ни по цене победы: ведь сильнейший получит потенциальный доступ к большим деньгам, которых нельзя заработать даже в самом прибыльном на сегодняшний день оружейном бизнесе.
Иран, вероятно, и далее останется осторожным в попытке продвинуть свою идеологию в новые мусульманские государства, пока отношения с Россией остаются на хорошем уровне. Однако совершенно очевидно, что если произойдет свертывание отношений с Ираном, а это вполне может иметь место в силу жесточайшего давления Запада, в основном США и Израиля, на Россию, то Тегеран может проводить более активную и самостоятельную политику в новых мусульманских государствах и даже в мусульманских анклавах самой России. В этом случае российские интересы могут быть серьезно ущемлены, и расходы на их защиту значительно превысят ту финансовую помощь, которую Запад и США могут оказать Москве в благодарность за ограничение отношений с Ираном.