0
1190
Газета Политика Интернет-версия

28.09.1999 00:00:00

Вооруженный мятеж как источник права?

Анатолий Кучерена

Об авторе: Кучерена Анатолий Григорьевич - директор адвокатского бюро "Аргумент" Московской городской коллегии адвокатов.

Тэги: Чечня, статус, Дудаев


НА ВОПРОС: "Как разрешить проблему Чечни?" - мне как юристу было бы проще всего ответить: "По закону и Конституции". Вот только - по какому закону и какой Конституции? Чем является на сегодняшний день Чечня в правовом смысле? Субъектом Российской Федерации? Независимым государством - субъектом международного права? Или чем-то иным? Вот важнейший вопрос, от ответа на который в равной степени стремятся уклониться как действующая власть, так и различные оппозиционные силы.

Такое поведение не случайно. Ведь если допустить, что Чечня - субъект Российской Федерации, то невольно напрашивается целый ряд вопросов. На каком правовом основании разгуливают на свободе господин Басаев и ему подобные? Какими законами Российской Федерации допускается существование учебных центров по подготовке террористов? Какой кодекс - Уголовный или Гражданский - регулирует такой своеобразный "бизнес", как похищение заложников и их последующий выкуп? Кто наделил правом руководителей "республики Ичкерия" требовать от России не только выплаты контрибуции, но и выдачи высших должностных лиц, включая президента Ельцина, чеченским властям как "военных преступников"?

Если же Чечня - суверенное государство, то получается, что Россия находится в состоянии войны. Тогда чем объяснить нежелание российских военных руководителей отдать Вооруженным силам приказ о пересечении чеченской границы и полном разгроме врага на его территории?

Вопросы, согласитесь, неудобные. Удобнее на них не отвечать и пребывать в состоянии правовой и политической неопределенности. Между тем именно правовая неопределенность в статусе Чечни является одним из приводных ремней того маховика беззакония, который совместными усилиями федеральных властей и чеченских лидеров раскручивался на этой территории начиная с ноября 1990 года. Именно тогда внеочередная сессия Верховного Совета тогдашней Чечено-Ингушской Республики приняла сомнительную с точки зрения существовавших в то время правовых норм Декларацию о государственном суверенитете. Неуклюжая попытка навести в Чечено-Ингушетии "конституционный порядок", предпринятая российским руководством 7 ноября 1991 года, на деле привела к упрочению режима Джохара Дудаева, который 27 октября 1991 года был избран - опять же с грубейшими нарушениями действующего законодательства - президентом Чеченской Республики. Как-то сама собой, незаметно, опять же без соответствующего правового обоснования, Чечено-Ингушская Республика распалась на Чечню и Ингушетию.

Правление Джохара Дудаева - сплошная череда насилия, произвола и беззакония. Генерал-президент попеременно выступал в двух лицах: то как руководитель одного из субъектов Федерации, которому оказывалась финансовая и материальная помощь, передавалось оружие и т.п., то как лидер независимого государства, ведущего отчаянную борьбу за независимость. Позиция, что и говорить, удобная, но, как сказал бы незабвенный товарищ Сталин, "насквозь гнилая". На момент ввода в Чечню федеральных сил в декабре 1994 года вопрос о правовом статусе Чечни оказался запутанным до предела. Заслуживает, на мой взгляд, внимания мнение известного правоведа Иссы Костоева: "4 июня 1992 года Верховным Советом России был принят закон об образовании Ингушской Республики. И в этом же законе говорится, что вопрос о Чеченской Республике будет поднят после решения проблем, связанных с кризисной ситуацией в Чечне. Эти проблемы до сих пор не решены. Закона об образовании Чеченской Республики нет. Зато в Конституции она проходит как субъект Федерации. Более того, Чечня не подписала Федеративного договора. 12 марта 1992 года она уже имела свою Конституцию. Она провозглашена суверенным государством...

Вывод: вопрос о государственно-юридической природе Чеченской Республики не решен. Неясно, является ли она субъектом Российской Федерации.

Военное вторжение неправомерно. Если Чечня - суверенное государство, то это агрессия со всеми вытекающими отсюда международно-юридическими последствиями, вплоть до Международного трибунала.

Если Чечня - субъект Федерации, то военные действия против нее противоречат Конституции и ряду законов. Так, закон об обороне исключает использование Вооруженных сил внутри государства. Они предназначены только для отражения агрессии, в некоторых случаях для выполнения международных обязательств России. Привлечение регулярной армии к выполнению задач, не связанных с ее предназначением, допускается только на основании закона или по постановлению Совета Федерации. А этого нет".

Подписание Александром Лебедем и Асланом Масхадовым Хасавюртовских соглашений означало лишь одно: российская сторона рассматривает вооруженный мятеж как источник права, ибо на тот момент Аслан Масхадов не имел иного статуса, кроме как руководителя незаконных вооруженных формирований. Безусловно, революция, в том числе и насильственная, в ряде случаев является источником права, доказательство тому - международное признание кубинского, иранского и других режимов. Но то, что произошло в Чечне, назвать "революцией" как-то язык не поворачивается. Что касается так называемого Договора о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия, подписанного президентом Ельциным и все тем же Масхадовым 12 мая 1997 года, то он прямо указывал на необходимость "строить отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права". Сказав "А", надо говорить "Б". Логическое следствие договоров такого типа - проведение государственной границы, установление дипломатических отношений, открытие посольств. То есть то, что давно предлагает сделать, например, Александр Солженицын - отпустить мятежную Чечню в свободное международное плавание.

Повторная попытка "наведения конституционного порядка" в Чечне чревата кровопролитием. Во всяком случае, при действующем президенте, несущем ответственность за авантюру 1994-1996 гг., она заведомо нереальна. Признание суверенитета Чечни в качестве субъекта международного права узаконит на юге России первое и единственное в мире террористическое государство - мощнейший очаг нестабильности на всем Кавказе. Смею думать, мировое сообщество не придет от этого в восторг, хотя на Западе кое-кто спит и видит получить на Кавказе "Балканы номер два". Нетрудно догадаться, что в этом случае в регион будут направлены мощнейшие финансовые потоки, а также вооружение и соответствующие "специалисты" со всего мира. После чего США с полным правом объявят Северный Кавказ зоной своих национальных интересов. Чем не основа для укрепления традиционно слабого южного фланга НАТО?

Вот тот тупик, в который неизбежно заводят попытки "лечить" одно беззаконие другим беззаконием - запомните это раз и навсегда, господа российские политики! Утверждать, что мне известны выходы из этого тупика, - значит проявить вопиющую безответственность в вопросе, где на карту поставлены жизни тысяч людей. Но и делать вид, что этой проблемы не существует, - преступление перед всеми народами России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
934
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1264
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
970
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
801

Другие новости