0
2372
Газета Политика Интернет-версия

06.08.2008 00:00:00

Бревно в глазу

Тэги: ссср, символ, ликвидация, рпц


ссср, символ, ликвидация, рпц Трибуны похожие, но символы уже другие. Сегодня коммунисты стараются не конфликтовать с Церковью.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Левым политикам России и всем ностальгирующим по Советскому Союзу гражданам нанесен болезненный удар. Различные представители Московского Патриархата выступили с серией предложений и инициатив по ликвидации символов советской эпохи и осуждению коммунистической идеологии. Для КПРФ и ее единомышленников этот выпад особенно обиден, ведь на протяжении «лихих 90-х» именно эта партия многое сделала для роста влияния Русской Православной Церкви среди социально незащищенных и националистически настроенных слоев населения. Из памяти россиян еще не стерлись те времена, когда над многотысячными митингами левой оппозиции развевались красные хоругви с ликом Иисуса Христа.

Возмущенный Геннадий Зюганов назвал эскапады священнослужителей провокацией, опасной для общества. «Переписывание истории – это недостойное дело, тем более для человека, посвятившего себя служению Богу», – заявил лидер российских коммунистов, обличая отдельных представителей Патриархата, но так и не решившись подвергнуть критике Церковь. Иначе чем объяснишь написанное в лучшие времена, когда левые политики и антилиберально настроенное духовенство объединялись в народно-патриотические союзы. Пять лет назад Геннадий Андреевич торжественно представил общественности свою новую книгу «Святая Русь и Кощеево царство», где на 260 страницах рассказывается об «угрозе мировой глобализации и роли Церкви в становлении российской государственности». Неоднократно лидер КПРФ объявлял о том, что он – человек верующий.

Некоторые материалистически и ортодоксально-марксистски ориентированные оппоненты Зюганова пусть по-товарищески, но с недовольством журили его за излишний «идеализм».

В коммунистах говорит обида и бессилие. Но достаточно полистать исторические документы о взаимоотношениях Церкви и государства в советскую эпоху, чтобы обезоружить облаченных в рясы критиков. Можно напомнить о том участии, которое принимали иерархи РПЦ во внешней политике МИД СССР, о поездках за рубеж за счет Советского фонда мира, об их последовательной поддержке действий правительства СССР по подавлению антикоммунистических мятежей в странах-сателлитах: в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Горячо поддержал Синод и вторжение советских войск в Афганистан в 1979 году.

«Злодеяния советского времени должны признаваться и осуждаться. В результате репрессий были уничтожены миллионы наших соотечественников. Попытки большевиков искоренить в обществе все религиозное привели к массовым убийствам священнослужителей и верующих, к закрытию, осквернению и уничтожению храмов», – заявил недавно и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Георгий Рябых.

«В годы полновластного правления Сталина было уничтожено наибольшее количество священнослужителей и почти полностью ликвидирована церковная жизнь в стране, – поддержал Рябых член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургских Духовных школ протоиерей Георгий Митрофанов. – Так, только в период с 1937 по 1941 год было расстреляно 110 700 представителей духовенства, а количество действующих храмов сократилось до менее чем 300. В годы Второй мировой войны немецкие оккупационные власти открыли на территории СССР около 9000 храмов, а Сталин на территории, не подвергавшейся оккупации, допустил открытие лишь 716 храмов. С 1949 по 1953 год в СССР по указанию Сталина возобновились репрессии духовенства и закрытие православных храмов», – утверждал Митрофанов.

Словно откликаясь на обвинения современных священнослужителей, из далекого 1930 года доносится голос Главы Патриаршей Православной Церкви в СССР митрополита Сергия: «Действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих... Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния... К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя как политические противники советского государства» («Известия». 16.02.1930).

А вот какую речь, патетическую, «со слезой», Патриарх Московский и всея Руси Алексий I произнес в Патриаршем соборе 9 марта 1953 года перед панихидой по Сталину: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная... Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут, он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством... Мы молимся о мире его бессмертной души» (Журнал Московской Патриархии. 1953, № 4).

Кто знает, где здесь безбожная лесть, а где искренняя благодарность? В конце концов, Сталин восстановил патриаршество в Русской Церкви, вернул клиру часть былого влияния. В 1943 году был проведен Собор, избравший Патриарха Сергия. Та же рука, что отправила тысячи священников в ГУЛАГ, в одночасье вернула и обласкала их.

Можно предположить, что во времена страшных репрессий сталинского времени иерархи РПЦ должны были возносить славословия власти, чтобы искусным верноподданническим подхалимажем сохранить Церковь. Не исключено – что уж тут греха таить! – что ими двигал обыкновенный страх перед тираном. Но даже в более поздние, более спокойные времена славословия иерархов Церкви в адрес руководства страны победившего социализма хоть и стали менее пышными, но не утратили подобострастия. «Церковь в Советском Союзе больше не занимается преподаванием Закона Божия для несовершеннолетних, потому что религиозное наставление несовершеннолетних детей способствует возникновению предрассудков и даже содержит в себе элементы духовного и нравственного насилия совести», – говорил архиепископ Питирим (Нечаев) в интервью 1974 года, словно предугадав сегодняшние споры о преподавании «Основ православной культуры» в школе.

Слышится в этом хоре и голос Патриарха Алексия II, тогда бывшего в сане митрополита Таллинского и Эстонского: «Наша Церковь имеет прекрасные храмы, переданные ей государством в бесплатное пользование. Наши церковные организации имеют и могут приобретать транспортные средства, организовывать предприятия для производства свечей, церковной утвари, облачений, икон и других предметов богослужебного обихода. Церковь имеет свой пенсионный фонд, обеспечивающий пенсиями и пособиями престарелых священнослужителей, их вдов и сирот. Доходы храмов налогами не облагаются, и средств, которыми располагает Церковь, достаточно, чтобы содержать в благолепии и порядке молитвенные здания, оплачивать священнослужителей и церковные хоры...» «Знаменательно, что всенародное обсуждение проекта и принятие новой Конституции осуществляется в канун славного юбилея 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции», – говорил будущий предстоятель РПЦ о проекте новой Конституции СССР в октябре 1977 года казенным языком советского госслужащего. А ведь в это время в среде духовенства и верующих вовсю ширилось и росло политическое инакомыслие!

Сегодня возникла и окрепла другая власть, соединившая в себе элементы бюрократизма коммунистических времен, национально-ориентированного консерватизма и экономического либерализма. Церковь ловко вошла и утвердилась в новой действительности, готовая защищать и неприкосновенность частной собственности, и «европейский имидж» России в обмен на покровительство государства.

«Люди, посвятившие себя служению Богу», в изначальную беспорочность которых верит лидер коммунистов (или делает вид, что верит), показали себя тонкими знатоками мирских дел и ловкими политиканами, чье мастерство приспособления только совершенствовалось с каждой сменой правящей партии в стране. В том числе партии, символы и идеологию которой они ныне так рьяно принялись обличать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
615
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
897
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
707
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
868

Другие новости