Годовщина освобождения Освенцима Красной Армией, отмечавшаяся совсем недавно, оживила старую полемику об отношении Ватикана, в частности Папы Пия XII, к уничтожению евреев в Третьем рейхе. Полемика приобрела особую остроту в связи с тем, что в Ватикане началась процедура беатификации Пия XII (причисление к лику блаженных - необходимый этап процесса канонизации).
18 января Папа Иоанн Павел II принял в Ватикане 160 раввинов, членов международного фонда "Pave the Way" ("Проложим путь"), и призвал христиан и иудеев к возобновлению усилий, направленных на укрепление взаимопонимания и сотрудничества. Перспектива беатификации Пия XII беспокоит многих евреев, поскольку их не убеждают доводы об отсутствии у этого Римского Папы анстисемитских взглядов. Председатель еврейских общин Италии Амос Луццатто, в частности, заявил, что канонизация Пия XII "могла бы привести к проблемам в отношениях между католиками и иудеями".
Суть обвинений, выдвигаемых против Понтифика, заключаются в том, что он не осудил Гитлера публично, хотя и знал о массовом истреблении евреев. Многие объясняют молчание Пия XII тем, что Католическая Церковь всегда считала евреев "богоубийцами", потому что именно они распяли Христа. Это обвинение Католическая Церковь сняла с евреев лишь 40 лет назад на Втором Ватиканском Соборе, принявшем декларацию "Nostra aetate" ("В наше время"), утвержденную Папой Иоанном XXIII.
Английский историк Джон Корнвелл, писавший ранее о враждебной позиции Ватикана по отношению к евреям в книге "Папа Гитлера", пересмотрел свои взгляды, о чем и заявил недавно в интервью английской газете "Экономист": "В свете дискуссий и новых открытий, последовавших за публикацией "Папы Гитлера", я убедился в том, что Пий XII пользовался ограниченной свободой действия. Поэтому судить о мотивах его молчания во время войны, когда Рим находился под пятой Муссолини и позднее был оккупирован немцами, сейчас просто невозможно".
Защитники Понтифика указывают на то, что возможности Пия XII в условиях Второй мировой войны были ограничены. Он боялся, что публичное разоблачение Гитлера не только не прекратило бы гонений на евреев, но и навлекло бы репрессии и на католиков.
Они также считают, что хотя со стороны Папы и не было никаких специальных заявлений, то зато были убедительные дела. Например, Ватикан отдал распоряжение нунциатурам (посольствам Святого Престола в оккупированных странах), а также местным епископатам сделать все возможное для спасения евреев.
В Ватикане во время немецкой оккупации Рима в 1944 году нашли убежище сотни евреев, которым грозила депортация в Освенцим и другие лагеря смерти. На днях английская газета "Гардиан" и итальянская "Аввенире" опубликовали документы о том, что как раз в тот период Гитлер отдал приказ похитить Пия XII и тайно перевести его в Германию. Этот план был сорван главой СС в Италии, генералом Карлом Вольфом, понимавшим неизбежность поражения нацизма.
Безусловно, в период фашизма Католическая Церковь спасла жизнь многим евреям, но и тут все не так просто. Традиционно Церковь усматривала свою миссию в том, чтобы "спасать души" евреев путем их обращения в христианство. Во время Второй мировой войны многие церковные учреждения, особенно монастыри, предоставляли убежище еврейским детям, оставшимся без родителей, однако в ряде случаев их крестили. Итальянский историк Альберто Меллони работал с документами, касающимися Франции, и рассказал о них в статьях, опубликованных в газете "Коррьере делла сера". Он установил, что в 1946 году Ватикан рекомендовал французскому епископату не отдавать крещенных еврейских детей "еврейским организациям", так как те могли снова перейти в иудаизм.
Судя по некоторым документам, такая практика поддерживалась и тогдашним нунцием в Париже, кардиналом Анджело Джузеппе Ронкалли, будущим Папой Римским Иоанном XXIII. Хотя именно он созвал Второй Ватиканский Собор, провел модернизацию Церкви и принял декларацию "Nostra aetate", исключавшую из литургии оскорбительные для евреев эпитеты.
Те не менее документы, относящиеся к деятельности кардинала Ронкалли, противоречивы. На основе некоторых из них можно заключить, что нунций одобрял возвращение крещеных еврейских детей, когда обнаруживались их родители, выжившие после катастрофы, но противился, когда об этом просили "еврейские организации", стремившиеся переправить сирот в Палестину в рамках подготовки создания еврейского государства.
Надо учесть, что тогда Католическая Церковь к образованию Государства Израиль относилась отрицательно. Есть письма кардинала Ронкалли, в которых он признает, что ему "делается не по себе" при мысли, что Палестину снова могут заселить евреи. Согласно христианским представлениям, "рассеяние" евреев по всему миру понималось как Божье наказание за неприятие ими Христа в качестве Мессии.
Сегодня подобной точки зрения практически никто не придерживается. Тем не менее указанные противоречия показывают, что историкам предстоит еще много работы, чтобы разгадать все загадки сложных еврейско-христианских отношений.