Уберут Мавзолей с Красной площади или не уберут?
Фото Бориса Кауфмана (НГ-фото)
С ИНТЕРЕСОМ прочитал статью Сергея Фирсова "О Мавзолее Ленина", автор которой выступает за то, чтобы выполнить Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1953 г. о сооружении Пантеона - памятника вечной Славы великих людей Советской страны, куда предполагалось перенести саркофаги с телами В.И. Ленина и И.В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей КПСС и СССР, захороненных у Кремлевской стены. Поскольку тема Пантеона время от времени поднимается в печати, хотелось бы уточнить, что вышеупомянутое постановление давно потеряло силу, так как оно противоречит Конституции и законам Российской Федерации и города Москвы, Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г., Указу президента РФ от 20 февраля 1995 г., решению сессии Комитета Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, принятому в декабре 1990 г., а также игнорирует мнение родственников лиц, покоящихся у Кремлевской стены.
Прежде всего согласно Конституции РФ (раздел 2 "Заключительные и переходные положения", пункт 2) "законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации". Действующий Основной закон ставит крест на Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о сооружении Пантеона.
Далее, Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" (принят 12 января 1996 г.) устанавливает: "...Существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий" (ст.4.2).
Этот же закон гласит: при отсутствии волеизъявления умершего (это прямо касается В.И. Ленина и более 400 человек, покоящихся у Кремлевской стены) его останки должны оставаться захороненными на прежнем месте.
Аналогичные положения содержатся в столичном Законе "О погребении и похоронном деле в городе Москве" (принят 4 июня 1997 г.), который запрещает снос существующих мест погребения и допускает переносить их только в случае тех же стихийных бедствий (ст. 6.2).
Указом президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. # 176 Мавзолей Ленина и Почетный некрополь на Красной площади отнесены к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Тем самым было подтверждено Постановление Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. # 624, по которому Мавзолей Ленина, братские могилы и урны с прахом в Кремлевской стене были приняты на государственную охрану как памятники истории.
В декабре 1990 г. сессия Комитета Всемирного культурного и природного наследия, заседавшая в канадском городе Бенф, включила ансамбль Красной площади и Кремля, в том числе Мавзолей Ленина и Почетный некрополь, в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Конвенция ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия рекомендует "ответственным государственным органам обеспечить надзор за сохранением исторического места в установленной конфигурации и в особенности за соблюдением баланса между памятниками культуры и территориями, не подлежащими новой застройке".
Наконец, Федеральный закон "О статусе Красной площади города Москвы" (принят Государственной думой 11 декабря 1998 г.) гласит, что реконструкция объектов, а также строительство на Красной площади "новых объектов, нарушающих ее исторический облик и не отвечающих требованиям, предъявляемым к сохранению памятников мирового значения, запрещаются" (ст. 4).
Таким образом, согласно отечественным и международным законам и правилам, снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещены.
Замечу, что постановление о сооружении Пантеона было с осуждением встречено многими представителями отечественной общественности. Александр Твардовский писал в дневнике 23 апреля 1955 г.: "Как часто это у нас, к сожалению: не за суть, а за форму, за заглавие, за название держимся. То же и с "Пантеоном", который как будто канул в забвение среди насущных дел. Лишить Красную площадь Мавзолея и кладбища-стены и городить нечто на какой-то "классический" образец!" ("Знамя", # 7, 1989).
Невозможно обойти вниманием и то, что предложения, не спрашивая ничьего согласия, перезахоронить Ленина и более 400 человек, погребенных на Красной площади, являются посягательством на честь и человеческое достоинство членов их семей.
15 декабря 2000 г. Объединение родственников лиц, похороненных в Почетном некрополе у Кремлевской стены, обратилось с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину, протестуя против глумления над памятью их родных. В письме, опубликованном в "Российской газете" (22.12.2000), "Советской России" (23.12.2000) и "Парламентской газете" (26.12.2000), говорится: "Считаем, что останки наших родных должны оставаться у Кремлевской стены, где они были похоронены". Родственники заявили, что они приветствуют слова президента о том, что "мы не должны быть Иванами, не помнящими родства" и поддерживают его стремление "сохранить историческую преемственность в нашей стране, не раскалывать общество, а объединять его".
Что касается так называемых прежних символов, о которых пишет г-н Фирсов, имея в виду символы советского времени, то убрать их по настоянию правых с Красной площади будет так же нелепо, как, например, убрать с этой площади по требованию татар храм Василия Блаженного, возведенный в честь взятия русскими войсками Казани, и заодно ликвидировать кладбище у его стен.
Наконец, нравственно ли заявлять, как это делает г-н Фирсов, что перезахоронение более 400 человек, покоящихся у Кремлевской стены, "может обойтись казне весьма дорого"?
...На Красной площади соседствуют кресты на куполах храмов, двуглавые орлы над Историческим музеем и красные пятиконечные звезды на кремлевских башнях. Кремлевская стена и храм Василия Блаженного, Исторический музей и ГУМ, Мавзолей Ленина и Почетный некрополь - это волнующая летопись истории России, уникальный ансамбль, олицетворяющий связь времен и деяний наших предков и современников. Уродовать его - варварство. Речь идет не о коммунистической идеологии, а об исторической памяти.