0
4249
Газета Поэзия Интернет-версия

12.05.2016 00:01:00

Амарсана, здравствуй, брат!

Тэги: поэзия, анфора, эдуард лимонов, чингисхан, бодлеев, верлен, клюев


поэзия, анфора, эдуард лимонов, чингисхан, бодлеев, верлен, клюев Улыбаюсь головой – небо синее собой. Фото Екатерины Богдановой

В кои-то веки, чрезвычайно редко, раз лет в двадцать вдруг удивится такой прожженный человек, как я, поэтической книге. И вот подарил мне человек Амарсана Улзытуев свою книгу стихов только что, 20 апреля. На обложке фотография: агромадная голова махрового степняка, стиснувшего веки, чтоб нас не видеть, играть бы такому главного монгола  в фильме о монгольском могуществе, – это автор. Вообще говоря, этой своей агромадной башкой – казаном Амарсана вводит нас в заблуждение, отвлекает, так же как и горловым, хриплым, в шаманской манере камланием своих стихов, – пускает по скорее ложному пути. Нет-нет, Амарсана не притворяется степняком, он стопроцентный бурят и, значит, монгол, но его духовная территория шире нашей, он расположился сразу и в Китае, в буддизме, и в шаманизме, и в Руси – России, и в Европе,  тоже свободненько, как в родной, словно он их местный Бодлер либо Верлен, или наш русский Клюев чудесный. Имеется в виду, что он всемирный такой человек, все понимает, интеллектуал из племени Чингисханова. Мне в нем что нравится? Что он принципиально не мелкий, не воспевает мелкую, профаническую общественно-личную обывательскую жизнь. Что он поет о высоком, о Богах, о Духах, о предках, о Вселенных и Бездне Хаоса, хотя он его так не называет. Почти все песни его о высоком, и он позволяет себе только мелкие вкрапления современности, примет нашего дня, всякий раз чуть вышучивая их, стесняясь. Надо же о высоком.

И всходил древний хунн, сын косматого синего неба,

Иволгинскою степью на былинную гору свою,

Сквозь забрало прищуренных век богатырским окидывал взором:

Сколько лун до Срединной – совершить свой набег...

...

Не молился, а просто беседовал с космосом – братом,

Не божился со страху, а демонам повелевал... 

Или вот о детстве Амарсаны:

У села Цагаан-Морин, то есть Белая Лошадь, у одноименной реченьки,

У самого детства моего деревенского, летнего – на юге Бурятии,

Как взбирались мы на горку, на высокую Хуугэн-обоо –

Капище, в смысле, Детское – для детей стало быть...

И вот мы карабкаемся на нее, на самую ее макушку с проплешиной,

Иволгу по пути слушаем, землянику кушаем, камешки вниз кидаем.

А сами думаем, не рассердятся ли на нас эзэны, таинственные и грозные,

С глазами кузнечиков и стрекоз, с ушами одуванчиков и васильков.

А вот как рассердятся, так и спрячут от нас землянику сладкую,

А вот как солнышко тучами закроют-затянут, а то и грозой отстегают...

Потому и молча идем-взбираемся, стадо загорелых и голопузых,

Потом от жары и жажды исходим, а кто соплями зелеными.

А следом за нами бабки наши и дедки, которые уже умерли,

А с ними и те из нас, которые уже выросли и тоже умерли,

Взбираются разношерстной толпой,   как тарбаганы-суслики, озираются,

Взопрели в своих шелковых халатах, бездонных, как детские сны...

Вот и капище – с каменным туром, с разноцветными лоскутами на деревцах,

Воина древнего здесь, с незапамятных пор доспехи зарыты,

Все мои родичи по маминой линии, со всей пучеглазой Закамны, здесь собрались,

Вселенная – ты тверже смерти, камлает старик, жертвуя спички и молоко...

книга
Амарсана Улзытуев.
Новые анафоры.
– М.: Время, 2016. – 128 с.

Я бы цитировал всю книжку, чудесна зарисовка «Похороны Эдди, Северная Гана», увиденная весело и парадоксально, где умершего черного рыбака друзья  несут в гробу, сделанном в виде рыбы, а вдова его причитает:

– Проснись! – поет вдова, – вставай, лентяй!

Просят твои детки голодные рыбы кусочек!

Ну же иди и поймай нам немного еды!

Нужен ты нам, черный верзила!

Но  процитирую напоследок вот «Байкальское солнечное»:

Надо мною солнце светит

И собой меня бессмертит.

Солнце по небу идет

И собой меня поет.

И собой меня сияет,

Головою улыбает.

Улыбаюсь головой –

Небо синее собой.

Здравствуй, Амарсана Улзытуев! Я вспомнил, что  просидел с тобой у одного костра тысячу лет, брат!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1063
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1017
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
821
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
535

Другие новости