0
3786
Газета Поэзия Интернет-версия

10.10.2013 00:01:00

Собака, бегущая против шерсти

Тэги: паровозъ, альманах


паровозъ, альманах

Виктор Стрелец 

Вышел первый номер поэтического альманаха-навигатора «Паровозъ» (о его презентации см. на с. 3 сегодняшнего номера «НГ-EL») под эгидой Союза российских писателей (и на время поэтического путешествия его создатели превратились в паровозную бригаду: главный редактор Светлана Василенко – в начальницу состава, редактор-составитель Владимир Мисюк – в машиниста паровоза, литредактор Валентина Кизило – в проводницу…).

Да, навигатора. Этакого масштабного в пределах Союза (и не только) разведчика поэтических лошадиных (Пегас – лошадь, хотя и с крыльями) сил организации. Роль альманаха (рабочей лошадки) традиционно в этом и заключается: в представлении текущего состояния литературного творчества. Перед нами 89 авторов с достаточно солидными «послужными списками» публикаций. И кто из них Бунин или Щепкина-Куперник – не столь важно. Это дело времени...

А альманах – вот он, приятен и на взгляд, и на ощупь. Задиристый дизайн бросается в глаза сиюминутной свежестью. Поэты порционно рассажены по вагонам (есть даже вагон-ресторан для гуляк; почтовый – переводы, международный – русские поэты, живущие за рубежом, багажный – критика), вагоны географически привязаны к городам. Состав снабжен напутствиями – предисловиями идеологов... Катит сегодняшняя поэтическая Россия...

Светлана Василенко отметила в предисловии, что провинция не уступает столице в «лошадиных силах», что понятия «столица» и «провинция» в этом смысле весьма условны. В сущности, настоящий поэт – сам себе столица. Даже посаженный в вагон железнодорожного поезда или еще куда. «Мои стихи, как отпечатки пальцев, Непоправимо выдадут меня», – реминисценцией из Марины Цветаевой выразила ту же мысль Любовь Бессонова. Единственное, в чем поэт «уязвим», – он не в состоянии выскочить из своего времени (разве что в крайнем случае). Проскочить как-нибудь бочком. Он им отягощен по природе. Поэт – концентрация времени, по Пастернаку – у вечности в долгу. Традиция ответственности русской поэзии. Подобная тенденция характеризует и данный альманах. Не без «музы мести и печали» написано:

... На переезде одинокий дом,

бельё намокшее (хозяйка 

позабыла),

уже рассвет, но ни души 

кругом, –

всё-всё, что сердце русское 

любило

и любит, ревностное, поверяя 

снам,

за безысходность бытия 

земного,

за безнадежность, за тоску, 

за срам

минувшего... не надо мне иного!

Вот э т о Родина. Куда ей 

без меня?

(Анатолий Богатых)

... Да, эта местность 

безобразна,

Но это родина моя, –

вторит ему Александр Логинов с зашкаливающими эмоциями. (Как там у Блока? «Да и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне»). Галина Щекина назвала свою подборку многозначительно – «Развалины». То есть гражданская лирика никуда не делась. Она по-прежнему надеется на прямую силу слова и на определенные «достоевские» моральные координаты («...где верят на слово, и верят в слова, и помнят, откуда они» – Александр Трунин), как говаривали прежде: «жажду идеала». Глобализм, однако, на дворе с его эффективностью финансовых потоков, которому не до наших лирических отступлений от прогресса...

Среднестатистический автор альманаха по возрасту человек... с опытом – личным и социальным («Пишу, как динозавр, который скоро вымрет» – Александр Трунин). Если литература как вершки обладает какими-то реальными корешками, то корешки эти весьма горькие. Поэты так или иначе являются носителями духа своего времени. Альманах – своеобразно закодированное мироощущение поколения. Поколения, болезненно принявшего на себя тектонический сдвиг страны последних десятилетий – действительно весьма драматичный. Об этом у Владимира Макаренкова:

Как плуг без поля, серп без 

хлеба,

Заржавел без земли мужик...

... И, как маслёнку, 

поллитровку

Таит на дне его сума.

«Вызрело в сердце железное семя», – пишет он же в другом стихотворении. Понятно, о чем идет речь.

... Или вправду мы виноваты,

что Россия трещит по швам? –

читаем мы у Николая Алешкова без обиняков. С последней прямотой. С баррикадной прямолинейностью даже... Не до «эстетики», стало быть, – рука горячая. Состояние еще очень эмоциональное.

Ольга Григорьева тоже как бы под горячую руку написала потрясающе мужественное стихотворение-заклинание «Никогда не оглядывайся». С эпиграфом из Ветхого Завета. Вроде бы с обращением к себе. Заклиная свою память. Вроде бы принимающая закон движения вперед (где этот «перед»?), соглашающаяся с ним, ибо в оглядке, в прошлом мало практического толку. Пример с Лотом поучительный, с Орфеем опять-таки...

... И зачем тебе лишняя рана, 

на сердце след?

Нет давно страны, где мы 

с тобой родились,

И отцов, за нее воевавших, 

на свете нет.

Прогони эту память, эти 

химеры прочь,

И тогда пойдут отлично 

твои дела.

Позабудь язык, страну, 

родителей, дочь,

Как жена Сальвадора Дали –

Гала.

Что еще в эту долгую ночь 

я могу сказать?

Снова память стучит 

в висок, прогоняя сон.

Не оглядывайся! Беги! 

Не смотри назад!

Но на кончиках пальцев уже 

проступает соль.

«Но на кончиках пальцев уже проступает соль», ибо человек – это память.

Апофеоз жути повседневности – «Письма из больницы» (ощущение подавляющей трущобности) Владимира Лаврова. Вроде маленькой поэмы. Очень экзистенциально пограничное место – больница. Философское место. И стихи по сути философские. Убийственные подробности и детали быта «конвейера здоровья» бытийственны:

... Журчит вода, не уставая,

В кривом и треснутом бачке,

И никогда не тонет стая

Окурков в долбанном «очке»,

Но (Чу... – В.С.) где-то слышен 

звон трамвая...

Как открытая форточка в небо, в мир... Разумеется, любые попытки разъятья стихов на составляющие элементы, как гоголевскую «Шинель» на нитки, – тщетны, прокрустовы.

Как, впрочем, и исчерпывающее объяснение жизни. Вроде бы все перечислено из «джентльменского набора» ее событий в стихотворении Светланы Лавренковой «от» и «до»: «Свадебный марш. Середина лета»... «Гроб в коридоре, длинный, как лодка». Жизнь ускользает из любых сетей и капканов произнесенных слов – какими бы они ни были правильными, умными или запальчивыми... Вообще поэзия, может быть – некий плач Ярославны в «безвидную бездну» мироздания? Весьма метафизичный поэт Игорь Меламед с его классически четкими ритмами:

...О Господи Боже, зачем эта 

гибель и мрак?

И горькая водка, и сладкая

музыка эта?

Рукою ужаленной шарит 

несчастный дурак,

меся пустоту в беспорядочных 

поисках света.

Зачем он родился? Что 

в жизни он сделал не так?

Кто даст мне ответ? И к 

чему домогаться ответа?

При всем «дактилоскопическом» разнообразии авторов альманаха «родственные» связи проглядываются. Есть поэты ночные, условно говоря, «вслушивающиеся в исток», опоминающиеся от дневной гонки, окольные, так сказать... Можно, наверное, это назвать религиозным чувством вообще, когда повседневные «замыленные» вещи вдруг предстают с точки зрения вечности. Тютчевская линия. Очень «обочинно» вдумчивый поэт Геннадий Калашников, работающий в жанре «пейзажной лирики»:

...погоди у воды, ледяным 

повернувшейся боком.

Кто-то смотрит на нас,

то ли тысячью глаз,

то ль одним, но всевидящим 

оком.

(Между прочим:

О Господи, тебя ведь нет, 

не говори со мной!

Движеньем странным в 

снежном сне меня не настигай,

Постой, не подходи ко мне, 

дыханьем не пугай, –

упомянутая уже Мария Ватутина.)

Заглавные буквы просятся к «всевидящему оку». Вкрадчивая поступь времени подспудно чувствуется в стихах Калашникова.

...За время, что займёт 

случайная беседа,

неуловимо день изменит свой 

узор,

здесь места больше нет, 

исчезли мы бесследно,

но в воздухе пустом всё длится 

разговор.

Этот «длящийся разговор» и есть, надо полагать, поэзия. И альманах-навигатор – тот же самый «длящийся разговор». Жанрово насыщенный. Читатель найдет в нем и сюжетные стихотворения (Наталья Горбачева, Вячеслав Лейкин), и чисто лирические – музы Эвтерпа (Ната Сучкова ли, Елена Карева) и Эрато (Александр Фанфора ли) будут довольны. Языческие боги будут удовлетворены народными ритмами Марины Кулаковой. В которых и хлебниковские гены прослеживаются:

...Я женствую – тебе.

Не торжество, не жертва.

Нешествие с огнем,

а женствие огня.

Блаженство ты мое, 

творимое блаженство

Я женствую тебе

Меня.

Тебе – главенствовать

Мне – женствовать,

Благоноченствовать –

И благоденствовать!

Чудо поэзии необъяснимо – оно есть или его нет. Альманах-навигатор просто полон хороших стихов, обозреть которые в небольшой заметке невозможно. Совершенно неважно, в каком вагоне едет поэт и какой город представляет. Все это уже наше – читателя, и с миром утвердилась связь. Получать удовольствие от поэтического текста, купаясь в словах, тоже неплохо. Инга Кузнецова с ее всепроникающей всеобщностью:

там собака бегущая против 

шерсти

с улыбкой на длинном лице

и уже я так явно в её 

удивительной шкуре

в длинношерстном 

потрепанном пальтеце

с разлохмаченной шевелюрой

мир понятно опасен

и так невместимо прекрасен

он машинно-ужасен

пахуч и колбасен

и я

каталог его запахов


Тольятти


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
458
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
529
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
503
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
508

Другие новости