0
7105
Газета Поэзия Интернет-версия

25.04.2013 00:01:00

Россия – это кошка

Тэги: пригов, собрание сочинений, россия


пригов, собрание сочинений, россия

Дмитрий Александрович Пригов. Собрание сочинений в 5 томах. Том 1. Монады.
– М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 768 с.

Первое посмертное собрание сочинений Дмитрия Александровича Пригова начало выходить с академическим размахом. На память приходят дореволюционные «талмуды» «Товарищества Маркс» и даже знаменитое юбилейное собрание сочинений Пушкина 1937 года. (Тьфу-тьфу-тьфу!..) И хотя издатель пишет (а мы подтверждаем), что сам Д.А.П. «чуждался ложноклассических котурнов и роли «великого русского писателя», но тут же добавляет, что задачей данного собрания является именно «ввести писателя в круг «бессмертных». А на следующей странице – автопортрет Пригова в лавровом венке с лукавой улыбкой – как бы отменяет это утверждение… Впрочем, все это не очень важно, и главная цель достигнута: в руках у читателя – полный корпус Приговских стихотворений, к тому же снабженных алфавитным каталогом и любопытной вступительной статьей. А впереди том «московской» прозы «Москва» (главный текст – роман «Живите в Москве»); том «Места» (главный текст «Только моя Япония»), и том «Монстры» (главный текст – роман «Ренат и Дракон»). Также планируется пятая, дополнительная книга, в которую войдут философские и теоретические тексты.
При всей любви к стихам Дмитрия Александровича вряд ли сейчас имеет смысл присоединяться к филологическому хору и в сотый раз подробно анализировать его поэзию, хотя помещенное на последней странице обложки высказывание Бориса Гройса о том, что Пригов совершил «революцию в русской поэзии», подобную Хлебникову или даже Пушкину, кажется преувеличением и, главное, преувеличением ненужным – как почти любое преувеличение. Пригов, как и другие московские концептуалисты (Лев Рубинштейн, Всеволод Некрасов), тяготеет скорее к обэриутам – Олейникову, Введенскому, даже Хармсу, разве не их ирония и видение абсурда повседневной жизни стоит за всеми стихами концептуалистской поэзии? И разве это место менее почетно?.. Кстати, если говорить о приговской иронии, то есть определенное сходство его ранних стихов с ранним же, дореволюционным Сашей Черным…
В половом смысле – кот, в гендерном – кошка… 	Фото Евгения Никитина
В половом смысле – кот, в гендерном – кошка…
Фото Евгения Никитина
Но не будем спорить. Лучше приведем несколько цитат из интервью с Дмитрием Александровичем, которое он дал нам зимой уже далекого 2005-го для одного из известных в то время московских журналов. Будем считать эти цитаты своеобразной «авторской аннотацией» к начинающему выходить собранию.
«…Вопрос: Давно хотелось узнать, так сказать, из первых рук: концептуализм – это что такое?
Ответ: Вот в Париже есть эталонный метр… Вообще, это что такое? Это ведь кусок железа, да? Им можно убить, гвоздь забить, какой это «метр»? Он «метр» – в процедуре измерения. Когда создана процедура измерения – тогда он «метр». Он присутствует в этой процедуре измерения не в качестве куска железа, а в качестве абстрактной и виртуальной единицы меры… Так же и концептуализм. Он работает не с конкретным металлом-произведением, а для создания процедуры искусства. Где материал не имеет значения. Концептуализм имитирует процедуры искусства. В изобразительном искусстве это может быть какой угодно материал, в литературе тоже – например, советский… Важно создать во всем произведении некие процедуры потребления искусства. Эталон-метр становится эталоном, когда производится процедура потребления мер, измерений… Так же и здесь. Концептуализм работает не с конкретным произведением, он сам в себя вмещает (или пытается вместить) и некий текст, и реакцию зрителя, и уничтожение текста, и его появление… Концептуализм – это попытка создать ситуацию литературы (или искусства), а не просто текст. Вот такая метафора: концептуализм как режиссер. Традиционное искусство – это когда актер выходит, говорит свой текст, и его задача – это слиться с текстом, то есть так сказать, чтобы никто не почувствовал актера. Пропасть в персонаже… А концептуализм – это некий режиссер, который выводит на сцену разных героев, и его-то самого на сцене физически нет – но он в каждой точке, где эти герои соединяются, ссорятся или расходятся – он-то как раз и есть самый главный. Но физически его на сцене как будто бы и нет. Вот это и есть, собственно говоря, концептуализм. В концептуализме автор в тексте и не присутствует даже… Он берет готовые куски, вводит их, сталкивает стилистики, пишет от чужого имени, работает с какими то поп-героями, которые вообще то существуют и без него…»
Интервью наше с Д.А.П. состоялось после фестиваля «Альтернатива», проходившего в известном в то время клубе «ДОМ». Дмитрий Александрович участвовал в одном из перформансов, размахивая факелом, он уговаривал домашнего кота художника Виноградова произнести слово «Россия».
«…Вопрос: Я в тот день не был. Кошка что-нибудь сказала?
Ответ: Разве вы не слышали? Она сказала: «Я-я-о-ууу!!!». То есть она по-своему отвечала. Проблема то в том, что эта кошка – это и есть сама Россия. И эта история – это навязывание ей интеллигентского дискурса, чтобы она еще и сказала: Россия. А ей, естественно, ничего и не надо говорить, потому что она и есть Россия. Почему она и отвечает, но отвечает не про Россию, а как народовольцам отвечал народ: да пошли бы вы отсюда все на!
Вопрос: Простите, но это же вроде кот, и зовут его Васька. Какая же это Россия? Россия – это барыня, дама, самка. Это еще Бердяев, кажется, говорил.
Ответ: Да, это кот, это кот Васька, но в принципе, как символ – это кошка. То, что он там кот, в данной ситуации не имеет значения. В половом смысле это кот, но в гендерном – кошка… Он играет роль телесной России, которой навязывают всякие интеллигентские развлечения и дефиниции: Россия, родина, партия, смерть, жизнь…
Вопрос: А можно сказать, немного перефразируя Фукуяму, что Россия, как кошка, всегда норовит выпрыгнуть в «форточку истории»? Не это ли имел в виду Чаадаев, говоря, что мы находимся в стороне от мировых исторических путей?
Ответ (улыбается): У Чаадаева все-таки очень жесткие просвещенческие представления о должном в истории. В моем случае кошка прочитывается более как общая и все-присутствующая (не только исключительно в России, так как почти все именования стран женского рода) природа, натура женская, не могущая полностью быть апроприированной культурой. И это по всему свету (с языческих времен противопоставление природы как женского начала и социума как волевого и мужского), но в России благодаря специфическим культурно-историческим обстоятельствам это явлено более откровенно. А кошка – она везде в форточку норовит…»
Итак, встречайте: пять книжных спектаклей-перформансов под общим названием «Дмитрий Александрович Пригов». Режиссер – Дмитрий Александрович Пригов. Главное действующее лицо – Дмитрий Александрович Пригов. Спектакль первый: «Поэзия». Кажется, что рядом в воздухе сейчас витает приговская полуулыбка и звучит его голос… Значит, цель данного собрания достигнута. Аплодисменты!..

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2008
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4676
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2548
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2936

Другие новости