0
1961
Газета Поэзия Интернет-версия

08.11.2012 00:00:00

Вся деревня на ушах

Тэги: федулов, поэзия


федулов, поэзия

Александр Федулов. БИ–Л–О. (Выбранные места из дневника поэта): Стихотворения.
– Тамбов: Студия печати Галины Золотовой, 2012. – 160 с.

Александр Федулов. Взапуски со змеем. Поэма случайных притяжений.
– Тамбов: Студия печати Галины Золотовой, 2012. – 64 с.

Грань между традицией и авангардом (отрицанием традиции) постепенно исчезает из виду, правда, остаются некие размытые характеристики искусства, так или иначе указывающие на авангардность и традиционность. Поэт вынужден не столько выбирать, по какой траектории ему двигаться, сколько почувствовать, каким образом ему эти траектории синтезировать.

Новые книги поэта, прозаика, художника Александра Федулова в определенной степени являются примером такого синтеза. То есть язык классической русской поэзии сталкивается с полузаумно-палиндромным языком поэзии экспериментальной, футуристической. Потому не удивительно, что книга «БИ–Л–О» открывается рефлексией на тему одного из самых знаменитых стихотворений «нашего всего»: «вновь я посетил/ гнездо разорено/ он долги нам простил/ а дальше – ничего/ и нет уже страны/ и нету в ней меня/ лишь отблески огня/ зовущие струны,/ колеблющей/ стреноженную память…».

Однако сразу же на следующей странице поэтическая интонация резко меняется, слова произносит нечто иное, отказывающееся от нормативных законов говорения: «Я – король./ Бык – пароль./ Вся деревня на ушах –/ Пешка идентифицировала свой шаг./ О шах! Нэйм – Бык!/ Но чей-то – чей-то – чей-то рык/ Перекрыл арык/ Сладчайших снов –/ Брык…». В стихотворении звучит рваная чурилинская речь, лишь только начинающая соприкасаться с футуристическими деформациями языка.

Короткими визуально-четкими словами Федулов как бы создает речевую мембрану учащегося говорить; каждое слово кажется первым, оно именует встреченное явление, неумело, еще не успев привыкнуть к собственным голосовым связкам. Первая глава книги названа «степной постепенной, в которой автор то впадает в детство, то выпадает из». В сущности в первом же стихотворении главы автор одновременно и впадает в детство, привыкая к именованию окружающих предметов, и выпадает из (него?).


Ворона подмигнула с колокольни.
Рисунок Николая Эстиса

Но одних слов зачастую недостаточно, необходимо их преобразование во что-то сверхсловесное, соотнесение речи со своим поэтическим почерком. Аллитерация, а кое-где и полностью анаграмматическое письмо, необходима Федулову, чтобы придать проговариваемому сверхсловесного звучания, обнаружить за лексикой что-то еще, ведь поэзия все-таки тоже возникает «из духа музыки». Фонетика постепенно начинает управлять вполне «понятным» классическим текстом и сама собой преобразуется в новые словоконструкции: «Мы мокли/ Мы блокли/ Блукали во мгле/ Пытаясь прозреть непрозримое/ Мы мякли/ Мы блёкли/ Брыкаясь во сне/ Щекотно под кисточкой Гринуя». Футуристичность в столкновении с классикой.

Своего определенного апогея достигает эта контрастность в другом стихотворении Федулова, где заумность органично сосуществует с «умностью», развенчивая хорошо известные формулы образов и как будто существуя внутри пространства столетней давности:

смеясь беременеет зеркало

любезность свечей

бодро вспыхиваю

вьюга – бал – блеск плечей

стекает выжигая пол

люции девственного сна

боккаччиваясь на устах

вьюнеющих сцевол

скулы от страсти свело

люстра лепит горбатого –

рассвело

борзо бобок возрос до неба

вялых истин

вьючнейший караван…

В визуальной поэме Федулова «Взапуски со змеем» мы также сталкиваемся с контрастностью, но в этот раз воедино слиты текстовой и визуальные уровни поэтической речи. Метаморфические изображения ниспосланы поэме как комментарий, дающий читателю возможность взглянуть на слова сквозь их зазеркальные отражения. Отсюда подзаголовок – «Поэма случайных притяжений» – все соотносится со всем и притягивается друг к другу – слова, звуки, знаки препинания, иллюстрации и проч.: «Я/ Радуюсь/ Взлохмаченным вихрам/ Змей/ Радугой/ Взметнул свой храм/ Вернулся к нам/ Ко мне/ Вернулся…».

Искривленный полет (воздушного) змея, колокольный звон, лексика, раздробленная на составляющие, – все это части единой хаотической конструкции, созданной поэтом-художником. Он и сам летит вслед за змеем, отчасти снова впадая в детство: «ТАМ / МАЛЬЧИК / В ПОЛЫНЬЯХ / ВЫЗВАНИВАЕТ ЗМЕЯ». Графическое выделение превращает змея в андрогинное существо, являющееся теперь и змеем, и змеей одновременно. Но вопреки ощущениям это «вовсе не финал/ ворона/ подмигнула/ с колокольни».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1260
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2782
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1455
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
1003

Другие новости