Валерий Дударев. Интонации: стихотворения/ Ред. Б.К.Рябухин.
– М.: Художественная литература, 2010. – 192 с. (Миниатюрные издания).
«К стихам Валерия Дудaрева у меня искренняя, сразу возникшая приязнь. У них своя особая интонация, свое лицо», – написала когда-то Белла Ахмадулина. «Интонации» – назвал свою последнюю книгу стихотворений московский поэт, лауреат нескольких литературных премий, главный редактор журнала «Юность» Валерий Дударев (род. 1965). Предисловие к ней написал другой известнейший и тоже недавно ушедший шестидесятник – Андрей Вознесенский: «Я никогда не пишу предисловий к книгам здравствующих поэтов. Зачем спешить с оценкой личности, еще не до конца, быть может, выразившейся. Но бывает, что прочитанное стихотворение западает, требует отклика. Когда мне принесли рукопись стихов Валерия Дударева, мне показались они свежими, искренними, необычными┘»
Сборник «Интонации» (за который автор недавно получил в Петербурге Премию имени Бориса Корнилова) у Дударева не просто последний (пока что последний), но в чем-то итоговый: в пятую по счету книгу вошли стихотворения за 30 лет – как написано в содержании, «2009–1979 годы», то есть в обратном хронологическом порядке. Правда, хронология не так и важна: в этой поэзии, вроде бы вполне традиционной, не чуждой конкретных пространственно-временных деталей и примет (хотя даже «в квартире среднерусского формата/ Вы века не отыщете улик./ Здесь старый пес похож на радиатор,/ А старый кот похож на половик»), время и место – условность. О чем сказано уже в первом (а значит, программном) стихотворении сборника (впервые, кстати, напечатанном в «НГ-EL» от 02.07.2009): «Мне доступны и суша, и море,/ И другая веселая мгла┘» Или: «Насколько вечен этот час?/ – До нас, при нас и после нас» Да что даты и пространства – бывает, сами слова «неправильно» меняются местами: «За лесом затемно и замертво/ Печаль вселенская! Окна/ У ни терцины, ни гекзаметра –/ Силлаботоника одна!» Но, как ни парадоксально, что-то самое «поэтское» и заключается в такой неправильности – в этом, по-лермонтовски опять же неправильно говоря, «из пламя и света рожденном слове».
Налейте поэту рюмочку! Фото Александра Анашкина |
Парадоксально – как у Александра Сергеевича: «И гений, парадоксов друг┘» Ну, гений или нет, но парадоксов в стихах Валерия Дударева сколько угодно: «Говоришь про милое и славное/ Ясные, веселые слова!/ Маешься, отыскивая главное!/ Смотришь – а листва уже мертва.// Убираешь рваное и грязное!/ Выжигаешь прошлое дотла!/ Думаешь про грустное, напрасное!/ Смотришь – а душа еще цела». И как-то так получается, что парадоксы эти и есть поэзия:
С модернами и канонами,
С черным стихом и белым
Поэзия – дело новое!
Старое, в общем, дело!
Поэта трясутся
рученьки!
Дайте ему награду!
Налейте поэту рюмочку!
Поэтам много ли надо?!
Чтобы ходики тикали,
Чтобы лампа горела.
Поэзия – дело тихое!
Громкое, в общем, дело!