0
5017
Газета Персона Интернет-версия

11.12.2014 00:01:00

Захваченный воздух

Тэги: поэзия, критика, баллада, поэма, мария степанова


поэзия, критика, баллада, поэма, мария степанова Михаил Айзенберг в Грузии. Фото Елены Шумиловой

Михаил Айзенберг – один из лидеров поколения неподцензурной литературы, учитель молодых поэтов и, наконец (и в первую очередь), – один из культовых поэтов старшего поколения. О современной литературе, отношении к традиции и о том, в каких обстоятельствах сегодня находится человек, говорящий о поэзии, с Михаилом АЙЗЕНБЕРГОМ побеседовал Борис КУТЕНКОВ.


– Михаил Натанович, в сентябре 2012-го, отвечая на вопрос о новых именах в поэзии, вы писали, что за именами Степановой, Гронаса, Лавут для вас «начинается некий гадательный слой», и выделяли людей, от которых чего-то ждете, – Чарыеву, Порвина, Беляева… Какой вам представлялась современная поэзия в 2014 году?

– Мне кажется, что основная проблема сегодняшнего дня – это количество пишущих людей. В наше время – где-то в 70-е – было примерно 20 человек, чьи стихи стоило читать, и это было в своем роде очень комфортно. Подозреваю, что и сегодня в молодом поколении их примерно столько же, но сейчас они спрятаны, как лист в лесу, в огромной массе пишущих. Проблема в том, как вытащить эти 20 человек из всей массы. Даже для внимательного читателя стихов это работа, к которой не так просто подступиться. Но тут есть один верный показатель – очень важно, как сами молодые авторы реагируют друг на друга. Поколение изнутри видит себя иначе, чем оно выглядит снаружи. У каждого поколения пишущих свое задание, своя зона тех художественных задач, которые оно чувствует своими, именно ему предназначенными. Инновация сначала приходит как заявка, как обещание, лишь потом выполняется – или не выполняется. И авторы, находящиеся как бы в фокусе внимания сверстников, вероятно, и есть те, в чьей работе такие задачи проявляются сильнее или начинают осуществляться. То есть это и есть какие-то лидеры. И в этом смысле скорее вы мне можете сказать, кто сейчас такие авторы. Могу предположить, что, к примеру, Алексей Порвин, Василий Бородин. Я только предполагаю, потому что для меня эти авторы действительно находятся в «гадательном слое» – я чего-то от них жду, но пока не дождался, я не могу на кого-то указать: вот это мой автор, его я буду читать в первую очередь.

– В последнее время вы почти не высказываетесь о поэзии. Связываете ли вы это молчание с кризисом, с проблемами самой поэзии?

– Я очень осторожно отношусь к слову «кризис»: мне кажется, что искусство в каком-то смысле всегда находится в состоянии кризиса – преодолевает «сопротивление материала». И это даже правильно, потому что если есть ощущение, что язык находится где-то рядом и достаточно просто открыть рот и заговорить, то это и есть подлинный кризис, очень непродуктивное состояние для поэзии. На самом деле кризис испытывает не искусство, а средства, которыми оно пользуется, – что-то известное становится слишком известным, определенное – слишком определенным, и, таким образом, исчезает возможность для того, что называется tour de force – какой-то прорыв, выражение силы, но и какой-то трюк, выполненный с помощью средств. Такой кризис действительно происходит сплошь и рядом, и тогда поэзия начинает искать другие средства, чтобы предъявить новую возможность.

– Сейчас это происходит? Наблюдается ли инерция – или поэзия находится в поиске тех самых средств?

– По крайней мере я не сказал бы, что сейчас происходит период бури и натиска. Мне кажется, что сегодняшняя ситуация – начиная с нулевых – в чем-то сходна с нашей, ситуацией 70-х годов, когда накопилась страшная усталость от, что называется, «хороших стихов». Хороших стихов уже море – и начинаешь в нем захлебываться и тонуть.

– А связано ли как-то отсутствие ваших критических монологов с ситуацией в современной критике?

– Связано скорее с моей собственной ситуацией: дело в том, что в течение четырех лет я постоянно писал для портала Openspace.ru – раз или два в месяц там появлялись какие-то мои небольшие опусы. Это для меня довольно активная производительность, и за эти четыре года я как будто сказал всё, что мог сказать на сегодняшний день. Теперь нужно ждать следующего дня, чтобы сказать что-то другое. Это происходило и раньше: период активного писания – и период молчания (так сказать, «продуктивного непонимания» – по выражению Александра Белякова), который всегда длился примерно столько же, сколько и период писания. То есть ты раз в четыре-пять лет оказываешься в новом времени и новом мире, и если ты будешь продолжать говорить то, что уже говорил, – даже не то, а так, продолжать так же говорить, – ты автоматически начнешь говорить что-то не то, какие-то необязательные вещи. А вот этот период продуктивного непонимания – это период, когда мышление догоняет интуитивное осознание новых обстоятельств. А они сейчас, безусловно, новые. Литература движется своим путем, что-то в ней постоянно меняется, и для того, чтобы увидеть это изменение, – нужно ощутить литературу как часть жизни, изменение самой жизни, а не только литературы. А для этого нужно, чтобы что-то изменилось у тебя в мозгах, чтобы твое внутреннее зрение научилось видеть новые вещи. Я бы сказал, что это молчание связано с ожиданием перемены оптики, которая еще не дошла до возможности сфокусированного, пристального взгляда.

– Что происходило с вашими собственными стихами на протяжении последнего года? Менялся ли стиль, поэтическое мироощущение?

– Я думаю, что оно все время меняется – не только на протяжении этого года, но на протяжении всех 50 лет, что я пишу стихи. Но, если смотреть взглядом постороннего, можно заметить, что идут какие-то периоды – и их окончание связано с тем, что исчерпывается какой-то захваченный воздух. В начале такого периода, в момент захвата, стих просто вынужден быть очень мягким, гибким, он делается какой-то сетью, способной захватить этот воздух. Но постепенно новый воздух должен стать предметом стиха, предметом речи, то есть в нем должна возникнуть какая-то предметность – твердость, конструктивность. Такой путь – от захвата до предмета – это и есть определенный период: переход от мягкого стиха к твердому. Сейчас, как мне кажется, стих твердеет (я говорю о себе).

– «Довольно активно заявляет о себе некая «классицистическая школа», но я бы не советовал относиться к этим заявлениям серьезно. Этой «школе» бурно аплодирует журнальная критика. Видно, время такое: назначать рядовых исполнителей на самые ответственные должности» – из вашего интервью 2005 года. Как бы вы определили признаки «классицистической школы» и антипоэзии вообще?

– Я очень не люблю ярлыки. Дело не в том, что неоклассицизм плох, а, скажем, неомодернизм или постконцептуализм хороши. В искусстве нет прогрессивных технологий, это дело личного усилия, и любую архаичную форму можно использовать так, что она станет актуальной. Какие-то приемы и жанровые возможности, казалось бы, сослужившие свою службу и переведенные в литературный архив, оказываются вполне действенными. Например, баллада. Есть и более существенные симптомы: реанимация «большой формы»: поэма, роман в стихах, как это делает Мария Степанова. Дело в том, у кого больше шансов на удачу. А их больше у того, чье представление о себе и общей ситуации более реально, кто в своей работе учитывает больше существенных обстоятельств. Мне кажется, что убежденность в том, что ты являешься законным наследником всех традиций, в том числе классических, уводит автора из реальности. Надо все же не воображать что-то о себе, а четко знать, кто ты, и из этого исходить. Для русской поэзии мы новые люди, в каком-то смысле дикари, и нужно это понимать, иначе ты сам себя ставишь в фиктивное положение.

– Василий Розанов писал: «Критик – существо редкое по исключительности, даже странное: любит чужой ум больше своего, чужую фантазию – больше своей, чужую жизнь – больше собственной». Мешало ли то, что вы в последние 20 лет – публикуемый и признанный поэт, вашим высказываниям о поэзии, создавало ли определенный ореол умолчания?

– Возможно, это трудносочетаемые занятия – быть одновременно поэтом и профессиональным критиком: тем, кто исполняет роль всеобщего наблюдателя и всеобщего оценщика. Но это абсолютно не мой случай – я скорее всего не критик, потому что для меня думание о стихах и сами стихи – это одно занятие, а не два разных. Мне кажется, что человек, пишущий стихи и пишущий о стихах, задается одними и теми же вопросами: что такое стихи сейчас, что такое поэзия сегодня? Просто в одном случае он отвечает конкретно, собственно стихами, а в другом – разгадывая способ действия чужих стихов или поэзии вообще. И даже размышляя о чужих стихах, я стараюсь выйти на какую-то общую проблематику: что такое стихи вообще. А это, скажу я вам, тот вопрос, ответ на который становится все таинственнее по мере того, как о нем думаешь. Чем дольше себе задаешь этот вопрос – тем глубже уходит ответ. Он уже где-то в самой природе языка, в самой природе человека, в самой природе человечности. Он уже где-то очень далеко – и ответ на него не предвидится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
766
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
679
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
795
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
543

Другие новости