0
3256
Газета Персона Интернет-версия

17.05.2012 00:00:00

Давление надо усиливать

Тэги: гареев, нонконформизм


гареев, нонконформизм Четверолистник, приносящий удачу...
Фото Михаила Бойко

Два года назад Зуфар Гареев «засветился» в списке финалистов премии «Нонконформизм» за пьесу «Вишневый сад–2». В этом году он стал лауреатом в номинации «Нонконформизм-судьба» с формулировкой «за разработку новых прозаических форм и техник повествования». С Зуфаром ГАРЕЕВЫМ беседует координатор премии Михаил БОЙКО.

– Зуфар, что такое, на ваш взгляд, нонконформизм? Имеет ли это слово какой-то внятный смысл?

– Можно продолжить: это дар? Несчастье? Позиция? Расчет? Не быть в стаде – такая же естественная человеческая потребность, как потребность других в это стадо сбиться. Первых, понятно, очень мало, но они в тельняшках, чем и ценны: практически всех нонконформистов можно перечислить по пальцам.

– Какие его родовые черты? Провокация? Эпатаж?

– Это в первую очередь, разумеется. Актуальная составляющая должна быть очень сильна – нонконформизм обязательно должен нарушать нормы: и обывателя, и культурные догматы. Если этого нет, получается либо крайний эстетизм, понятный малому числу людей, либо запредельный интеллектуализм, опять же понятный далеко не каждому. Поэтому я бы добавил сюда еще две вещи, чтобы получилась гремучая смесь: тотальную иронию-самоиронию плюс изощренное словесное мастерство, если мы говорим о словесности.

– А что такое нонконформизм-судьба, с вашей точки зрения?

– Применимо ко мне? Это всего лишь арифметика, я думаю: много лет в нонконформизме…

– Нет, некоторые помнят ваши давние прозаические эксперименты, которые продолжаются до сих пор (редакция с ними ознакомлена и удивлена).

– Тем не менее не могу сказать про себя, что принадлежу к числу тех, для кого нонконформизм стал человеческой судьбой: таких как Лимонов, Яркевич, Алина Витухновская… Есть, кстати, и новые кандидаты на яркий социальный жест: арт-группа «Война» или Pussy Riot, например… Обязательно ли это для нонконформиста? Есть же другие примеры. Нонконформизм не стал линией в социуме для таких писателей, как Пелевин или Сорокин; вряд ли он станет судьбой Емелина, как не стал он судьбой Пригова или Рубенштейна, хотя во всех этих случаях актуальная составляющая их нонконформизма велика, а художественная – и вовсе огромна… Кто к чему предназначен. Мне лично ближе второе.

– Как вы относитесь к такому явлению, как контркультура?

– Мне кажется, в наши дни этот термин отмирает за неточностью, он был нужен как противостояние правящей идеологии. Бытует другой – ультракультура. Но там слабый актуальный акцент, ультракультура самодостаточна.

– Если бы вы захотели организовать премию, то как бы ее назвали?

– Она хорошо называется в принципе: точно и без пафоса. Другое дело, как охватить все текстовые явления нонконформизма махом? Литература еще понятно. А эссеистика, философская мысль? И то и другое – особенно второе – как измерить параметром конформ-неконформ? Скорее глубиной, парадоксом или радикализмом, так? Ведь философская мысль по определению не может быть конформна, если она собой хоть что-то представляет, так? Скорее уж премию надо бы назвать так – «Нонконформизм и Авангард». Тогда, кстати, (на будущее) можно было бы поощрять и героев других искусств: авангардную музыку, кино, визуализм; это придало бы премии тот статус, которого она заслуживает.

– Вы ходили на Болотную площадь или проспект Сахарова?

– Не ходил. Не потому, что я против честных выборов. Надо давить на власть, конечно же, и давление это надо усиливать, чтобы она наконец стала подлинной слугой народа. И хорошо, что такие люди появляются, что у них хватает энергии и оптимизма говорить: мы победим.

– То есть вы не можете отнести себя к их числу?

– В том-то и проблема, что я ни к какому числу себя не могу отнести. Никак не могу побороть в себе социальную апатию. Для меня результат любой борьбы у нас очевиден. В итоге получим тот же самый суд с обшарпанными стенами и табличкой «Канцелярия, бл…дь, пнх», ту же самую почту с заколоченными окошками, тот же самый ЖЭК, набитый гнусными рожами, тот же самый магазин, где продают тухлый товар и все время поворачиваются к тебе ж…пой, – не замечали, кстати?

– Эту часть тела?

– Ну да. Ни одного знакомого лица, пела когда-то Пугачева. Какие уж тут лица, я умоляю. У нас в России ж…па разрослась до какого-то уже экзистенциального размера. Только ты появляешься, баба тут же поворачивается гузной и начинает заниматься чем угодно, лишь бы не обслуживать. Сколько еще можно бороться с этой жирной ж…пой, которая властвует над Россией вот уже 90 лет. Победима ли она вообще?

– «Надежды юношей питают…»

– Пусть теперь новые юноши надеются, что мы живем не в проклятой части земли. Путина они, может быть, уйдут, но Россия – такая, какая есть, – не уйдет. Некуда идти.

– Что же делать?

– Тем не менее пусть все больше и больше нарождается романтичных и смелых людей, которые не будут тоскливо помнить про сопротивление материала. Если не бороться – точно ничего не изменится.

– Как обстоит дело с вашими киносценариями, о которых вы упоминали в прошлой беседе?

– С «Бриллиантовыми сучками» или «Клиникой сексуальных неврозов» – никак. Нет в наших палестинах продюсеров, охочих до подобных комедий. Но зато впервые за столько-то лет нарисовался интересный проект в небольшой, но очень прогрессивной кинокомпании «Парамульт». Эти ребята задумали сделать русскую «Футураму» с помесью «Симпсонов», то есть замахнулись на святое. И ведь может получиться! По крайней мере когда я посылаю туда свои психопатические сигналы, нахожу такой же психопатический отклик.

– И что может получиться в итоге?

– Абсолютно отвязная, беспредельно черная и беспредельно наглая пародия на нашей почве. Это реально должно выносить мозг! Лишь бы психопатия сценаристов не слабела.

– Психопатия, по-вашему, тоже параметр нонконформизма?

– Это однозначно сопутствующий фактор, а возможно, определяющий. Я лично вообще верю в психопатов, чудиков, фриков – именно они определяют движение, художественный прорыв, прогресс. Только психопатия дает эстетическую смелость разрушать старое.

– Замечаете ли вы кого-нибудь из молодых, кто бы мог претендовать на звание «Нонконформист энного года»?

– Дух нонконформизма коренится в самой природе таких молодых писателей, как Евгений Алехин и Елена Георгиевская. Это тебе не пигмеи из общего хоровода с лукавыми рыльцами записных беллетристов. В этих двух есть высшая смелость беспредельной откровенности: и шокирующая, и завораживающая одновременно, самая настоящая художественная магия, которая может исходить только от настоящего писателя. И это притом, что дауншифтинг их героев ниже некуда! Дорогого же стоит нежный цветок настоящей искренности, растущий на помойках нашей пышно-отвратной словесности.

– А что вы можете им посоветовать, кстати? Да и вообще, интересный вопрос: куда нонконформизму двигаться? В какую сторону развиваться? Что такое нонконформизм в 20, 30, 40, 60?

– Советовать я не могу, некорректно. А вот совместно поразмышлять на тему, как достойно монетизировать свой литературный дар, готов.

– Конвертировать нонконформизм в капитал?

– Не о богатстве речь, о заработке. Все равно у нас будет как на Западе. Там революция охотно пожирает своих детей. Нонконформизм быстро становится вполне себе коммерческой фишкой – без особых усилий и противоречий. Так ложится карта. Ничего личного, просто бизнес: у больших денег появляется жесткая необходимость начинать окучивать новые поляны. Некие полудохлые движения заметны и у нас: что-то пытаются сейчас сделать с Гай Германикой. Получается пока лишь тупая чернуха, но это дело времени.

– Я так понимаю, вы настраиваете молодых нонконформистов на светлое монетизированное будущее?

– А кому, как не им? Донцовой, что ли? Хватит им тухнуть в литературе, она уже давно не плодоносит. Они должны стать хотя бы половинкой Тарантино, братьев Коэнов, Ларса фон Триера, Педро Альмодовара. Кто-то сказал, что это лучшая проза, написанная в ХХ веке. И это так! Пусть будут готовы к тому, что однажды придет толстый (и совсем не глупый) дядька и скажет: ребята, вы классные! Есть дух, драйв, вы отличные рассказчики и диалогисты, хорошо держите и поворачиваете темы! Но масспублика у нас немножко консервативна. Давайте вместо литра спермы оставим грамм 500, вместо ведра водки всего ящик и т.п. Немножко дадим любовную линию, немножко семейную историю… И ведь в самом деле может получиться отличный продукт!

– Какие у вас новые замыслы?

– Работаю над новым компактным романом: о женщине, которая мечется между состоятельным, но ослепшим в разборках мужем – и бедным, но красивым любовником. И она найдет вариант, чтобы всем было хорошо.

– Какие инициативы (все равно – «сверху» или «снизу») могли бы улучшить литературную ситуацию?

– Противно рассуждать о литературной ситуации. Она в целом есть бизнес, а от бизнеса не всегда польза, есть и вред, как от нефти, например. Во всяком случае, улучшать ситуацию точно не надо. Не мне рассказывать, что получается, когда государство или частное лицо берется улучшать литературу. И потом: у нас же много улучшенных беллетристов, куда ж больше? А «улучшать» Пелевина или Сорокина – только портить их. Они добились успеха заслуженно, это реальные нонконформисты, идущие своим достойным путем. Они заставили (именно заставили) уважать себя, ничего не прося, – а таких очень мало, и у них все в порядке на душе.

– То есть лучше бы ухудшить?

– Вот именно, вот над чем надо подумать! И я бы хотел тут дать дельный совет нашему президенту и олигархам, к которым в очередной раз придут просить писатели-издатели. Писатель (настоящий) никак не может быть другом общества, тем более государства! Гоните вы эту шатию-братию от себя подальше, дорогие мои президенты и сильные мира сего! Что такое просящие писатели? Это шарлатаны, это пройдохи. Не верьте вы прекрасным словам о каких-то библиотеках в глубинках, которые надо поднимать, в какое-то там чтение, которое надо расширять, культуру, которую надо срочно эректировать, и прочее! За этими просьбами всегда маячит лукавое мурло записного беллетриста, у которого свои приватные интересы. Помните, что настоящий писатель никогда ничего ни у кого не просит. Помните, что именно они лицо России, а не эти попрошайки всяких там премий, субсидий, грантов, стипендий, льгот, преференций и т.п.

– Сурово, однако…

– Не надо усложнять вопрос. Писатель – это же не фигура сложной экономики, не фигура сложных социальных или гражданских процессов, он вообще какое-то недоразумение, если разобраться. Не о ком хлопотать, с моей точки зрения. Явные графоманы исчезли как класс, гениальных творцов – один-два и обчелся, а основная масса – серость, так чего о ней печься? Не убивают же их в конце концов, хотя порой такую тоску наводят! Как пишет замечательный прозаик Дмитрий Данилов: «Вышел N, читал стихи. Хорошие стихи. Вышел K. Читал стихи. Хорошие. Вышел M., читал стихи. Тоже хорошие». Ну и т.д.

– Это что, так повысились в мастерстве графоманы?

– Ну, разумеется. Сейчас же никто не пишет, как писали в наше время наши графоманы:

Рано утром встал я спозаранку.

На часах уж семь часов утра.

Тут хоть посмеяться можно было над дураком – и налить ему полстакана водки за то, что повеселил. А сейчас? Все пишут с «приращением смысла», но никто тебе ни до, ни после не нальет стакан за то, что ты слушал и не повесился от тоски.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1149
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1122
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
906
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
582

Другие новости