1933. 12 мая родился в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), гидроинженер; мать - Антонина Сергеевна, урожденная Пастушихина (1905-1983). Рос в одном дворе с Андреем Тарковским: "4-й Щипковский переулок!
О, мир сумерек, трамвайных подножек, буферов, игральных косточек, майских жуков┘ Стук консервных банок, которые мы гоняли вместо мяча, сливался с визгом "Рио-риты" из окна".
1946. Декабрь. Звонок и приглашение Пастернака, которому юный поэт послал стихи. Подражая кумиру, отказался от дня рождения, заявив, что считает "этот день траурным и что жизнь не сложилась". Это - осталось. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил", - напишет Пастернак из больницы в 1960-м.
1957. Отметил окончание Московского архитектурного института стихами: "Прощай, архитектура! /Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!"
1957. "За что нас только бабы балуют/ и губы, падая, дают, /и выбегают за шлагбаумы, /и от вагонов отстают? /Как ты бежала за вагонами, /глядела в полосы оконные┘ /Стучат почтовые, курьерские, /хабаровские, люберецкие┘"
1958. Первая публикация - в "Литературной газете".
1959."Я - Гойя! /Глазницы воронок мне выклевал ворог, /слетая на поле нагое. /Я - Горе. /Я - голос /Войны, городов головни /на снегу сорок первого года... /О, грозди /Возмездья! Взвил залпом на Запад - /я пепел незваного гостя! /И в мемориальное небо вбил крепкие звезды - /Как гвозди /Я - Гойя". Евтушенко: "Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой, уже сконструированной┘ генезис его поэтики - это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, логически конструктивное мышление архитектора-профессионала".
Поэма "Мастера": "Художник первородный - /Всегда трибун. /В нем дух переворота /И вечно - бунт".
1960. Первые сборники: "Мозаика" (Владимир) и "Парабола" (Москва). Статья Н.Асеева в защиту поэта. "Асеев придумал мне кличку - Важнощенский, подарил стихи: "Ваша гитара - гитана, Андрюша", в тяжелое время спас статьей "Как быть с Вознесенским?"
1961. "Леса мои сбросили кроны, пусты они и грустны, /как ящик с аккордеона, /а музыку - унесли".
1962. Американские впечатления в "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша". Евтушенко: "Его собственная мозаичность и помогла ему┘ почувствовать ритмику самой мозаичной в мире страны - США, которую он перепутал с Россией так, что трудно разобрать, где Мэрилин Монро, где Майя Плисецкая". Был выпущен плакат: рабочий выметает метлой "мусор", в котором - книжка "Треугольная груша".
Посвящение Ж.-П. Сартру: "Я - семья /во мне как в спектре живут семь "я" /невыносимых как семь зверей /а самый синий /свистит в свирель! /а весной /мне снится /что я - /восьмой".
1963. Март. На встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев топал ногами и кричал: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!" Из интервью: "Я мог бы сейчас, конечно, сказать: о, какая польза - вся эта ругань, как она способствует смирению┘ Но это изматывает нервы. Отупляет душу. Из тебя уходит Моцарт".
1964. Поэма "Оза". "Ты мне снишься под утро, /как ты, милая, снишься!.. /Почему-то под дулами, /наведенными снизу┘ /От утра ли до вечера, /в шумном счастье заверчена, /до утра? Поутру ли? - за секунду от пули".
"Антимиры". Выход книги и премьера спектакля в Театре на Таганке.
1966. В книге "Ахиллесово сердце" - "Плач по двум нерожденным поэмам".
1967. "Я не знаю, как это сделать, /Но, товарищи из ЦК, /Уберите Ленина с денег, /Так цена его высока". Председатель правления Госбанка СССР Посконов пишет в ЦК КПСС: "Выступая по внешнему виду на защиту величия В.И. Ленина, автор употребляет при этом непристойные двусмысленные выражения, которые являются оскорбительными..." И.Бродский иронически отыгрывает стихи в "Послании к властителям" (1970).
1968. Отправляет в редакцию "Литгазеты" письмо с протестом против ввода советских войск в Чехословакию.
1970. Поэма "Авось", на основе которой композитор Алексей Рыбников создаст первую советскую рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставит ее в "Ленкоме".
1975. Свод сонетов "Мой Микеланджело": "Кончину чую. Но не знаю часа. /Плоть ищет утешенья в кутеже. /Жизнь плоти опостылела душе. /Душа зовет отчаянную чашу!.. /Устал я ждать. Я верить устаю. /Когда ж взойдет, Господь, что Ты посеял? /Нас в срамоте застанет смерти час. /...Нам не постигнуть истину твою. /Нам даже в смерти не найти спасенья. /И отвернутся ангелы от нас".
1977. "И качнется бессмысленной высью /пара фраз, залетевших отсюда: /"Я тебя никогда не забуду. /Я тебя никогда не увижу".
1978. Государственная премия СССР за сборник "Витражных дел мастер".
1979. Участие в альманахе "Метрополь".
1980. Поэма "Андрей Полисадов", посвященная прапрадеду - архимандриту, настоятелю Благовещенского муромского собора на Посаде.
1986. Поэма "Ров. Духовный процесс". Первая видеома "Поэтарх" для Парижской выставки: золотой шар на фоне неба, от шара вверх золотые нити с буквами.
1993. Устанавливает в Неждановском переулке скульптуру пасхального яйца. В дни расстрела Белого дома (3-4 октября) сдает кровь для раненых. Стихи: "И снайперы целятся с кровель. /Мы жмемся к краям мостовой. /Гуманизм не пишется кровью. /В особенности - чужой".
1995. "Книга гаданий" в духе древнекитайской "Ицзин".
1996. Парижский фестиваль "Триумфа". Из интервью: "В театре Шайо на сцене я повесил видеом - 60-килограммовую раму, расписанную произведениями мировой живописи, обрамляющую чистое стекло... когда напряжение вечера достигло кульминации, я спонтанно, сам не соображая почему - я был как бы в тумане, - ударил и разбил стекло. В Париже понимают художественный жест".
Журнал французских интеллектуалов "Нувель обсерватер" называет А.А. "самым великим поэтом современности".
1998. Книга воспоминаний "На виртуальном ветру".
2000. "ru Поэма" из 10 "чатов" о "седьмой части земли /с названьем кратким - ru.": "Я - сальто перевернутой отчизны. /Я - старый клоун. В клюкве, не в крови... /Устали люди от зачистки. /Я вышел в чат. Страна, поговори!"
2001. "Где время верное, Куратор? / - спрошу, в затылке почесав. /На государственных курантах иль в человеческих часах?.. /Двойные времена болят. /Но в подсознании моем /есть некий Третий циферблат /и время верное - на нем".
2003. 12 мая президент Путин поздравил Вознесенского с юбилеем: "...Ваши произведения - это всегда точное чувство времени, лиризм и неповторимая образность".
Стихи: "С кровавой скорбью не поспоришь. /Не год, а сплошное 03. /Поэзия - скорая помощь. /Но тайная. Изнутри".