Памятник Емельяну Ковчу дополнит мемориал на месте лагеря смерти Майданек. Фото Адама Джонса
В польском Люблине начат сбор средств на памятник грекокатолическому священнику Емельяну Ковчу, узнику лагеря смерти Майданек. Памятник поставят у входа в музей на месте бывшего концлагеря. В нечеловеческих условиях Ковч совершал тайные литургии, исповедовал и причащал узников всех национальностей. Еврейская община Украины присвоила ему посмертно звание Праведника Украины. Во время нацистской оккупации республики священник спасал евреев от уничтожения, за что и был брошен в Майданек.
Емельян Ковч родился в 1884 году в селе Космач (нынешняя Ивано-Франковская область Украины) в семье священника Григория Ковча. После окончания львовской гимназии учился в Collegia Rutenia в Риме. Был рукоположен в священники в 1911 году, получив назначение на Тернопольщину. С 1912 по 1916 год окормлял в Боснии украинских подданных Австро-Венгрии, бежавших на Балканы от наступления русских войск. Вернулся в Галицию накануне распада Австро-Венгрии.
С 1918 по 1919 год служил капелланом в армии Западно-Украинской народной республики (ЗУНР). За это он в первый раз узнает, что такое концлагерь. После краха ЗУНР и аннексии Галиции польские власти бросили Ковча в концлагерь в Березе Картузской (ныне Брестская область Белоруссии). Выйдя из концлагеря, Ковч перебирается в город Перемышляны подо Львовом, где возглавляет местный униатский приход.
За свою проукраинскую общественную деятельность Ковч немало пострадал от польской администрации. Его часто подвергали административным арестам, в доме проводились обыски. В Перемышлянах Ковч застает раздел Польши по пакту Молотова–Риббентропа и установление в Западной Украине советской власти. Органы НКВД заключили Ковча как «антисоветский элемент» во львовскую тюрьму. Исторические источники свидетельствуют, что Ковча хотели расстрелять. Неминуемой смерти священник избежал, когда конце июня 1941 года немцы открыли двери львовских тюрем.
Ковч был убежденным украинским националистом. Однако нацистское «окончательное решение еврейского вопроса» отделило его от «собратьев» из Организации украинских националистов – активных пособников гитлеровского режима в истреблении украинского еврейства. Ковч запрещал своим прихожанам участвовать в еврейских погромах и призывал их помогать евреям. Во время погромов Ковч укрывал евреев в церквах Перемышлян, выдавая их за украинцев. Несмотря на строжайший запрет оккупационных властей, Ковч втайне крестил евреев по униатскому обряду, выдавая им соответствующие метрики. Всего Ковч выдал от 600 до 2 тыс. таких метрик. Его сын Мирон, тоже униатский священник, не одобрял затеянных отцом крещений евреев. Он уверял отца, что немцы убивают как евреев-иудеев, так и крещеных, а тот, кто крестит евреев, подвергает себя и своих близких опасности.
Емельян Ковч в письме Гитлеру попросил, чтобы фюрер остановил истребление евреев в Галиции и позволил ему, Ковчу, посещать с пастырской миссией еврейские гетто. В декабре 1942 года гестапо арестовало Ковча, поставив его перед выбором: или он как популярный в Галиции священник сотрудничает с нацистами, или умрет. Ковч выбрал второе. В августе 1943 года его определили в Майданек, который немцы официально именовали «лагерем уничтожения». Новоприбывшему узнику дали номер 2399 и определили в штрафную команду – на «кратчайший путь до крематория», как говорили эсэсовцы.
Старосту блока «штрафников», поляка Зигмунта Миллера, узники называли за глаза «обер-бандитом» и «людоедом». Но к Емельяну Ковчу «людоед» отнесся с уважением. Миллер делал вид, что не замечает, как тот вечерами в углу барака «номер 2399» крестит, исповедует и причащает узников всех национальностей. Для причастий Миллер тайком проносил Ковчу облатки. Из лагеря Ковч писал главе грекокатоликов митрополиту Андрею Шептицкому, чтобы тот прекратил свои попытки вызволить его из нацистских застенков: «Если меня здесь не будет, кто поможет другим преодолеть страдания?» Условия лагеря смерти надорвали здоровье Ковча. В лазарете для узников Ковча отобрали во время очередной «селекции» для умерщвления в газовой камере. 25 марта 1944 года его смерть зафиксировали в комендатуре.
В Украине о Ковче сняли фильм «Духовник Майданека». Украинские грекокатолики подарили мэрии Люблина икону, где «духовник Майданека» изображен в концлагерной робе в окружении других узников лагеря смерти. Проектная стоимость памятника Ковчу в Люблине – 1 млн злотых. Он будет изображать стоящего на 2,5-метровом постаменте изможденного человека, который поднимает огромную каменную глыбу. На постаменте – выбитый на украинском, польском и на иврите фрагмент письма Ковча, где он просит родных не вызволять его из лагеря смерти. Памятник планируют открыть в следующем году – к 75-й годовщине гибели Ковча в газовой камере. Разрешив установку монумента, администрация музея «Майданек» отступилась от своего устава, запрещающего персональное увековечивание одного конкретного узника.
комментарии(0)