0
1729
Газета Вера и люди Интернет-версия

20.01.2012 00:00:00

Вулкан в поле, маяк на Угре

Тэги: художник, полисский, выставка


художник, полисский, выставка Демиург дядя Коля.
Фото с сайта Николая Полисского

Полукруглая дата для дяди Коли, как его называют свои и как его хочется звать не своим, пришлась на 5 января – угарный пик новогодних праздников. Поэтому проскользнул юбилей относительно незаметно. Между тем самого Полисского, этого демиурга деревни Никола-Ленивец, что бы он ни показал, обсуждать будут.

До Калужской области, вотчины николаленивецких промыслов и проходящего там с 2006-го фестиваля «Архстояние», нашего ответа «их» лэнд-арту, часа три езды. Летом приходится тащиться туда по жаре, вязнуть в пыли пробок на подъезде к деревне, и все равно из года в год туда возвращаются. И даже если очередной фестивальный выпуск журят, то про высящиеся там деревянные чудеса Полисского обязательно вспомнят и добрым словом не обойдут. Хоть и сделаны они давно (по фестивальным меркам), а все-таки остаются каким-то маяком. Недаром то деревянное кружево, что стоит у спуска к Угре и по которому «в детской резвости» лазают вновь прибывшие, так и называется «Маяк». На фестивале Полисский выступает не только отцом-основателем. Он в каком-то смысле играет роль худрука и хорошего режиссера, не диктующего свою волю, но дающего развернуться фантазии других.

Тут, если угодно, продолжается формальная традиция монументального искусства, но выводится она в совершенно иной контекст – не подавляющий мощью, а соразмерный, сочувствующий человеку монументализм с человеческим лицом. При этом николаленивецкие промыслы, которые делает Полисский с артелью жителей деревни, – социально заточенный проект. История о том, что каждодневная жизнь сельчан может быть не только рутиной. Посмотри на нее с другой стороны – она станет искусством.

Лиши вещи Полисского масштаба, и тотчас посыпались бы упреки, что такие птички и плетеные штуковины – это уже дизайн для радостей современных интерьеров. Масштаб – он, как сейчас принято говорить, адекватен пространству и зрителю: без гигантомании, но и без амикошонства. Что бы он ни делал – сенную ли башню-зиккурат, «Байконур» во дворе Третьяковки на Крымском Валу (напоминавший вариации на тему ступы Бабы-яги) или покосившийся плетеный «Вулкан», заботливо подпираемый плетеными же «контрфорсами».

Как и подобает современному художнику, Полисский «изъясняется» иронично. При этом, в отличие от многого современного, его искусство лишено снобизма. Берет он бестселлер передвижников – и «Грачи прилетели» начинают новый виток в передвижных выставках: то угнездятся в Никола-Ленивце, а то и до Майами не поленятся долететь, как сделали в 2008-м во время коллективного проекта Russian Dreams. То же со снеговиками – в свое время их можно было встретить у Театра Вахтангова, а в 2009-м, например, они несли вахту возле здания ЦДХ во время акции протеста художников против его сноса.

Если его грачи и снеговики могут угнездиться где угодно, то сам художник обосновался в традиции. Во-первых, темы берет такие – то Саврасов, то акведук какой-нибудь. Впрочем, новых веяний он не чурается – сделал ведь остроумный «Большой адронный коллайдер». Во-вторых, дерево, тоже традиционный материал, а Полисский вроде как играет в деревянные игрушки, разве что в большие. А кроме того, привязанностью своей к дереву он отвечает новомодной экологичности – эко-арт, тренд актуальности.


Большой адронный коллайдер по версии Полисского.

Грачей Полисский выставил этаким трофеем отечественного искусства. «Прилетели» они к нему в 2008-м, за год до того он сделал «Границы империи», где на столбах сидят разлапистые деревянные орлы – тоже вроде как трофей. С этой темой он пошел дальше: в 2010-м его артель приготовила «Охотничьи трофеи», деревянную четырехкопытную дичь всех калибров, для одного из парижских отелей (поначалу планировали «инсталлировать» их в королевский замок Шамбор, но не сложилось).

Несмотря на весь гуманистический запал деятельности Полисского, агрессии вандалов и ему избежать не удалось. В новой культурной столице, Перми, сделанные им ворота пытались поджечь, а «Парад снеговиков» одним махом разрушили в минувшие выходные. Впрочем, дело не в личности художника – как известно, над «Ротондой» Александра Бродского в той же Перми уличные охотники тоже жаждали расправы. Даже когда современное искусство шагает навстречу публике, она принять его готова не всегда.


"Грачи прилетели" – один из самых известных проектов художника.
Фото с сайта Николая Полисского

Кстати, Фонтанную площадь обновляющегося Парка Горького Полисский придумал припорошить снегом, который, по замыслу николаленивецкого демиурга и вопреки всем сводкам погоды, должен был здесь идти первые две недели наступившего 2012-го. Разовая акция – и поэтичная.

А «Большой адронный коллайдер», ответ Николая Полисского научному прогрессу, номинировался и на Премию Кандинского, и на «Инновацию», но в списки лауреатов не попал. Со временем, верится, наградят и его.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1060
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
895
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1626
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
734

Другие новости