И женщины, и государи не любят, когда за ними подглядывают... Жак Бланшар. Венера и три грации, застигнутые простым смертным
Майор Одинцов – бывший офицер элитного отряда спецназа, ставший главой службы охраны Михайловского замка, – однажды хмурым весенним днем 14 марта в питерской подворотне убил сразу двух человек. Причем совершенно неожиданно для себя. Просто подвозил на машине молодого научного сотрудника музея Мунина, а когда тот вышел, на него набросились два молодых и очень агрессивных парня. Ну и тут же погибли в драке с подоспевшим Одинцовым. Ему же с Муниным пришлось убегать – а потом думать, чем парней (не полицейских, но явно профессионалов) могла привлечь мунинская папка, в которой содержался скромный научный труд, посвященный трем российским государям: Ивану IV, Петру I и Павлу. Мунин успешно доказывал, что все трое управляли страной по единому плану, словно кем-то специально разработанному для них. И совершали похожие поступки, которые со стороны казались странными, но в которых просвечивала скрытая логика.
Это содержание первой из 100 глав «Тайны трех государей», и надо сказать, что дальше Одинцову с Муниным придется бегать очень часто и очень быстро (в какой-то момент к ним присоединится еще одна героиня, темнокожая красавица-интеллектуалка). А пресловутая тайна правителей России потянет за собой из прошлого огромное количество других тайн.
Дмитрий Миропольский. Тайна трех государей. – Комсомольская правда, 2017. – 576 с. |
Книгу Дмитрия Миропольского много с чем можно сравнить. Например, с первым фильмом Стивена Спилберга об Индиане Джонсе (почему это сравнение напрашивается, умолчим – а то получится никому не нужный спойлер). Или с высококачественной советской детской прозой (это покажется странным самому автору, но во время чтения иногда чувствуешь себя 10-летним мальчиком, которому пора спать, но который никак не может отложить книжку). Самое же очевидная параллель – с бестселлерами Дэна Брауна вроде «Ангелов и демонов», «Инферно» или «Кода да Винчи». Герои носятся по старинному городу (но не Риму и не Флоренции, а Санкт-Петербургу); за ними бегают толпы вооруженных людей (причем из разных организаций); в сюжете задействованы бесценный старинный артефакт, великие ученые, могущественные богачи и, разумеется, древний тайный орден, про который все думали, что он сгинул, – а он существует и чуть ли не правит миром.
Миропольский на самом деле не подражатель Дэна Брауна; он не то что ему не уступает, а во многом его превосходит. Браун громоздит нелепости, жертвуя всем (стилем, осмысленностью, правдоподобием и, уж конечно, исторической точностью) в угоду лихорадочной скорости повествования. Вместо этого у Миропольского внятный, стройный рассказ, более неторопливый, но не менее захватывающий. В «Тайну трех государей» чего только не намешано: тут есть информация про японских самураев, ветхозаветных священников, тамплиеров, розенкрейцеров, шифровальщиков, фашистских мистиков, агентов Интерпола, чеченских старейшин; а уж про Михайловский замок, число «пи», императора Павла или, например, единорогов вы узнаете го-о-ораздо больше, чем ожидали узнать из приключенческого романа. Это все дико интересно – и, в отличие от брауновских книжек, там нет фактических ошибок. И уж если брауновский профессор Роберт Лэнгдон смог стать героем целой серии книг, то майору Одинцову сам бог велел.