Эрик Кандель. Век самопознания.
Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней / Пер. с англ. П. Петрова. – М: АСТ, Corpus, 2016. – 720 с. (Элементы) |
Авторы научпопа тяготеют к разным типам повествования – либо склоняются к научным описаниям, предпочитая меньше употреблять популярную информацию, либо несколько перебарщивают с популяризацией, считая, что обыкновенный читатель не будет напряженно вдаваться в каждую деталь. Эрик Кандель, американский психиатр, нейробиолог, профессор биохимии и лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине, в «Веке самопознания» безусловно, соблюдает баланс «чистого» знания и его изложения на бумаге. Главными фигурами в его книге стали, с одной стороны, писатель Артур Шницлер и врач Зигмунд Фрейд, а с другой – художники Оскар Кокошка, Эгон Шиле и Густав Климт. Основной «пульс» «Века самопознания» – как раз в «притяжении» их нестандартных мыслей, вызывавших в начале XX века реакции, подобные скандалу. Кандель сначала подробно обращается к биографии каждой персоналии, чтобы найти общее в их смелых умственных построениях и в странных, подчас шокирующих произведениях, ныне ставших достоянием истории психиатрии, литературы и искусства, а во второй части сосредотачивается на научном – нейробиологическом, психоаналитическом – изложении вышеописанных фактов и идей.
Важно подчеркнуть: ученый не просто вводит в читательское сознание научные открытия последних лет и подчеркивает те или иные существенные вехи. Напротив – из этой книги, лишенной суховатости и бесстрастности монографии, можно почерпнуть массу любопытных деталей. Скажем, говоря об окончательном разрыве Кокошки с сильно повлиявшим на его творчество Климтом, Кандель характеризует вылепленный из глины и раскрашенный темперой «Автопортрет в виде воина». Оказывается, он был создан под влиянием полинезийской маски, увиденной художником в Музее естествознания, и «характерных голов» предтечи австрийского экспрессионизма Франца Ксавера Мессершмидта. В особенности Канделю интересна эмоциональная составляющая автопортрета: поскольку художник использовал неестественные цвета и продавливал глину пальцами, у него получилось лицо будто со срезанной кожей и с чувствами, не сдерживаемыми никакими нормами.
Неестественные цвета – один из
способов выражения «ненормированных» чувств. Эгон Шиле. Автопортрет. 1914. Частное собрание |
Объемный том «Век самопознания» богато иллюстрирован, причем автор включил в свою работу не только фотографии произведений Кокошки, Шиле и Климта, но и ряд схем, без которых чтение книги, связанной с нейробиологией, было бы серьезно затруднено. Впрочем, новую книгу Канделя, освещающего сложные темы с лупой исследователя и карандашом писателя, с интересом прочтут и не сильно искушенные в живописи либо в истории зарождения психиатрии.