0
3549
Газета Non-fiction Интернет-версия

06.10.2016 00:01:00

Чудовища с лазурным мозгом

Тэги: философия, евангелие, страшный суд, религия, христианство, фрейд, мандельштам, бог, наполеон, аристотель, гитлер


книга
Курт Флаш.
Почему я не христианин/
Пер. с нем. И.С. Алексеевой;
науч. ред. Т.В. Литвин.
– СПб.: Издательство
Ивана Лимбаха, 2016.
– 440 с.

Философ Мераб Мамардашвили в одном из своих лекционных курсов выразил следующую мысль: «Люди рискуют не тем, что они могут оказаться на Страшном суде, а рискуют тем, что могут умереть раньше Страшного суда, то есть раньше того, как открываются (в смысле откровения) смыслы, – поэтому в Евангелии и выражено предупреждение, что настанет время, и это – сейчас». Это суровое высказывание сильно контрастирует с традиционными христианскими представлениями, что жизнь на земле – лишь преамбула к жизни вечной. Кажется, оно понравилось бы немецкому философу Курту Флашу, автору «громкой» (название взято у Бретрана Рассела) книги «Почему я не христианин», лауреату премии Ханны Арендт, премии Зигмунда Фрейда за научную прозу, носителю многих других серьезных регалий.

Флаш настаивает на историко-критическом подходе к религии, и к христианству в частности, поэтому во избежание малейших двусмысленностей и недомолвок посвящает целых восемь разделов научному обоснованию своей антирелигиозной позиции и еще два – личностному восприятию той же темы. Философ анализирует каждую часть внимательно по отношению к материалам исследования и хладнокровно по отношению к религиозному мировосприятию, не только не боясь дискуссий, а, напротив, как многие мыслители, стремясь к ним. Курт Флаш, судя по всему, не хочет прямо разоблачить или тем более оскорбить христианство. Просто, как и Себастьян Хаффнер, автор еще одной новой книги, вышедшей в «Издательстве Ивана Лимбаха», Флаш однозначно настаивает на возможности индивидуального высказывания частного человека, пусть и обремененного рефлексией, знаниями, а также подчеркивает важность сомнения в процессе мышления. Эта способность переломить себя, свои воззрения, вполне возможно, ошибочные, кому-то покажется жестокой и лишней, но тогда уйдет сама суть философии, замечательно выраженная в строках Осипа Мандельштама: «Что если Ариост и Тассо, обворожающие нас,/ Чудовища с лазурным мозгом и чешуей из влажных глаз».

По Курту Флашу, исторический перелом со времен Наполеона, когда человек стал сам выбирать, верить ему в Бога или нет, и невозможность реальной критики библейских текстов серьезно пошатнули авторитет церковной власти. Более того, уверенность, что только твоя религия истинна, и отсутствие интереса к другим вероучениям, необходимого для понимания истории и текущей жизни, сближаются с нетерпимостью – одним из самых серьезных человеческих недостатков. Что касается пророчеств и чудес, Флаш справедливо считает мировоззрение античного человека, погруженного в мифологию, отличным от современного, в основном скептического, взгляда на вещи.

Кроме того, автор, приводя в каждом разделе отрывки из Библии, кажущиеся ему весьма сомнительными с точки зрения реалистичности, мимоходом замечает: до Аристотеля, арабов и тем более до теолога Фомы Аквинского в мире существовало логичное разграничение между «обыденным» и «сверхъестественным». К высказываниям философов и богословов о Боге Флаш подходит с карандашом мыслителя и практическим опытом человека, жившего в XX веке: «...даже утонченный Бультман писал: «Сила, которая толкает человека к его последнему одиночеству – это Бог». Следовательно, Бог – это «сила», он толкач. Меня в мое последнее одиночество столкнули Адольф Гитлер и его война. А я думал, что от Бога мы вправе ожидать чего-то большего, например мира и сообщества людей, защищенного от насилия. «Силу» я не могу оценить так высоко. Никто не будет заставлять проповедника Бультмана настаивать на этой формулировке, ибо, по сути, она характеризует агрессивного демона XX века, а если быть точным – дух времени».

Не жалует Курт Флаш и христианскую этику: подобно герою романа Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны», он анализирует 10 заповедей и находит в них множество странностей, фактически напоминая о двусторонности нашей жизни; иронично пишет о воззрениях Блаженного Августина и особенно Фомы Аквинского на сексуальную жизнь праведного человека, отрицая тот предельный аскетизм, к которому они призывали.

Общий посыл автора можно выразить следующим образом: тот, кто отходит от догматических установок к свободе, стремится к равновесию и объективному взгляду на вещи. С таким дерзким тезисом не каждый согласится, но нельзя отказать Курту Флашу в способности ярко, экспрессивно и изобретательно аргументировать эти свои мысли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1096
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
676
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1312
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1309

Другие новости