Леонидас Донскис.
Малая карта опыта: Предчувствия, максимы, афоризмы./ Пер. с лит. Т. Чепайтиса. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016. – 160 с. |
Кто откажется за несколько часов пробежаться по страницам мудрости наших знаменитых предшественников и современников и почувствовать себя чуть образованнее? Ведь применение в нужном месте и в нужное время подобных высказываний демонстрирует высокий интеллект. Впрочем, сегодня любовь к афоризмам во многом связана с «клиповостью» и фрагментарностью мышления среднестатистического читателя, привыкшего к коротким записям-постам в социальных сетях, а не к большим, развернутым текстам. Мы привыкли видеть очевидные, прямо-таки лежащие на поверхности словесные находки, но с трудом находим зерно, суть в широком потоке информации. В основном мы встречаем компиляции из афоризмов одних и тех же персон, безусловно, заслуженных и уважаемых, а вот новые имена попадаются редко. Книга Леонидаса Донскиса знакомит любителей этого специфичного жанра с избранными мыслями литовского политика и философа.
На первый взгляд соединение философии и политики в книге кажется попыткой «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань». На самом же деле еще со времен Аристотеля и Платона философия имела политический окрас, причем со временем синтез таких, казалось бы, разных областей знания развился и укрепился, превратившись в устойчивую тему для обсуждений как политиков, так и философов. Достаточно вспомнить фамилии Карла Шмидта, Ханны Арендт, Александра Пятигорского. Французский философ, моралист и писатель XVIII века Люк де Клапье де Вовенарг даже как-то заметил по этому поводу: «Настоящие политики лучше разбираются в людях, нежели те, что подвизаются на поприще философии; другими словами, именно политики – «настоящие философы».
У Леонидаса Донскиса – ряд высоких научных степеней, он – член Европейского парламента, выступает как общественный деятель в качестве защитника прав человека и гражданских свобод. Однако помимо этой сухой информации можно с полным правом сказать: Донскис – эрудит, автор, внимательный к высказываниям и просто наблюдательный человек. Философия нашего времени, что следует и из сборника Донскиса, однозначно способна вызывать «новые смыслы», быть актуальной и, главное, полемически напряженной. Высказывания литовского автора, если взглянуть на них после множества типизированных тематических сборников афоризмов, кажутся не менее, а то и более сжатыми, четкими, концентрированными по сравнению с «классикой жанра»: «Люди одной профессии редко становятся настоящими друзьями. Разве что произойдет ренессансная инверсия: дружба родится не из профессиональных связей, она сама порождает более глубокую интеллектуальную и творческую связь людей, которой институциональные обязательства только мешают»; «Шедевр в искусстве – это вторжение в нас действительности; посредственность – наше вторжение в действительность и ее деформация».
Ближе к завершению «Малой карты опыта» – своеобразного избранного из афоризмов разных лет – возрастает количество текстов, структурно и содержательно приближенных к фрагменту или даже микроэссе. В такой подборке, как «Вариации на темы Дон Жуана, любви, верности и предательства», Донскис свежо и пристально анализирует привычные, если не сказать – «навязшие в зубах», темы, и на них теперь мы можем взглянуть с другого ракурса – через гуманистическую позицию Леонидаса Донскиса, парадоксально сочетающего жесткость, цепкость политика и умеренность, задумчивость философа. Книга своим напором, внутренним нервом, подчеркнуто индивидуальной манерой письма понравится и литературным гурманам, и тем, кто только начинает знакомиться с миром философии.