0
2179
Газета Non-fiction Интернет-версия

31.03.2016 00:01:00

Всероссийский Бродвей

Тэги: краеведение, книгоиздание, иван сытин, москва, тверская улица, михаил светлов, юрий олеша, террористы, ханжонков


краеведение, книгоиздание, иван сытин, москва, тверская улица, михаил светлов, юрий олеша, террористы, ханжонков Дом Фамусова, Страстной монастырь… Их нет уже на Тверской улице. Рисунок середины ХIХ века. Иллюстрация из книги

У многих старых улиц Москвы есть своя историческая «специализация». Кузнецкий мост – улица модная, Ильинка – деловая, Пречистенка – аристократическая, Лефортовский вал – военная, Волхонка – музейная, Никольская – книжная... Впрочем, за титул главной улицы московских книжников вполне может посоперничать и Тверская. Не только потому, что более полувека она носила имя писателя Горького. И не только потому, что в располагавшемся на ней Университетском благородном пансионе учились Жуковский, Грибоедов, Тютчев и Лермонтов, а въезд по ней в Москву запечатлел в дивных строфах Пушкин. В доме 12 по Тверской улице, как напоминает в своей новой книге москвовед и писатель, постоянный автор «НГ-Ex libris» Александр Васькин, жил и работал великий русский издатель Иван Сытин.

«Именно этот дом на Тверской улице стал последним прибежищем одного из богатейших людей царской России, издателя книг и газет... Сытин выпускал буквари и азбуки, учебники для школ и самообразования, книги по педагогике, истории, философии, естествознанию, экономике, сочинения классиков мировой литературы, религиозные издания».

В этом доме, продолжает москвовед, Сытин жил с 1927 по 1934 год. Но это были непростые годы, ведь престарелого издателя (бывший миллионер числился консультантом Госиздата) пытались «уплотнить». После смерти Ивана Дмитриевича в этой квартире жил его сын, многие годы собиравший старые книги, выпущенные сытинским издательством. Кадровый офицер, участник Первой мировой войны, Дмитрий Иванович составил внушительную коллекцию книг отцовской фирмы – для исследователей русской культуры это ценнейший материал. Так что Тверская улица – и книжная, и аристократическая, и музейная... Универсальная, одним словом. Как говорил персонаж незабвенного фильма, «Кавказ – это и житница, и кузница, и здравница».

книга
Александр Васькин.
Тверская улица
в домах и лицах.
– М.: Центрполиграф, 2015.
– 448 с.

На Тверской улице работали генерал-губернаторы и председатели Моссовета (а теперь заседает правительство Москвы), Пушкин в салоне Зинаиды Волконской читал стихи и влюблялся в московских красавиц, здесь воздвигали и сносили памятники, строили в прилегающем переулке первый московский небоскреб, рушили и передвигали дома, расширяли красную линию, пускали двухэтажные троллейбусы, «украшали» богоборческими лозунгами и рекламными плакатами колокольню Страстного монастыря (в 1937-м под корень снесенного). Улицу перегораживали барочными триумфальными арками по случаю царских побед и коронаций, засыпали листовками в честь советских покорителей Севера. Киномагнат Ханжонков открывал в Саввинском подворье один из первых московских синематографов, архитектор Шехтель снимал квартиру в доходном доме Пороховщиковых. Террорист Вноровский шел по тротуару с бомбой, готовясь метнуть ее в генерал-губернатора Дубасова. В одной из квартир готовился к концерту вернувшийся из эмиграции Александр Вертинский. Композитор Никита Богословский, позавтракав в «Национале» с Сергеем Прокофьевым (за соседним столиком – Михаил Светлов и Юрий Олеша), вызывал к подъезду интуристовский «линкольн», чтобы ехать продолжать банкет в «Метрополе». А какие трактиры и рестораны здесь работали до революции! Одна «Балаклава» чего стоит. Поколение стиляг помнит, в свою очередь, бары западного типа, где подавали хемингуэевские коктейли и развлекали публику импортным джазом. А «Елисеевский» гастроном! А Английский клуб! А «дом Фамусова» (увы, снесенный в 1968-м)! А памятник Александру Сергеевичу! А бронзовый Юрий Долгорукий, так похожий (по мнению одного присутствовавшего на открытии остроумца) на свой древнерусский оригинал…

Александр Васькин рассказывает о многих знаменитых людях, памятных событиях и выдающихся домах Тверской улицы. Читаешь книгу – и кажется, это не просто оживленная столичная магистраль, а некая квинтэссенция России. Все важнейшие события отечественной истории происходили тут. Начинаясь почти у стен Кремля, Тверская пересекает и Бульварное, и Садовое кольцо, устремляясь к Волге, Твери и дальше – к Санкт-Петербургу. По этому всероссийскому Бродвею («вдоль по Питерской») смело можно идти гулять с путеводителем Васькина. Достоверность исторической информации и живость повествования гарантируются. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1147
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
574
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
502
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
632

Другие новости