Евдокия Лучезарнова.
Размышления и афоризмы. – М.: Академический проект, 2016. – 256 с. |
Очередная книга Евдокии Лучезарновой, писателя, публициста, философа, автора десятков философских и поэтических сочинений, опубликована в серии «Современный русский космизм» – и это заранее о многом скажет читателю. В русской культуре, пожалуй, как ни в какой другой, ярко проявляется стремление к осмыслению бесконечности Вселенной, поиску предназначения человека в этой завораживающей воображение космической необъятности. Возникший и развившийся на этой почве русский космизм – одно из наиболее самобытных (пусть и противоречивых) течений отечественной мысли, в котором сочетаются, казалось бы, несовместимые подходы – наука и мистицизм, религия и эзотерика, рассудочное и иррациональное.
В рамках этого философского направления «Размышления и афоризмы» – как и весь предшествующий творческий путь автора – продолжают линию, олицетворяемую Николаем и Еленой Рерихами, Еленой Блаватской и другими представителями иррациональной и мистической философии. Тем более любопытно, что у Лучезарновой философскому «интересу к звездам» предшествовал научный (что, кстати, сближает ее с рядом других русских космистов). В 1970-х она закончила Уральский университет им. Горького, защитив диплом на тему «Поведение межзвездного газа в гравитационном поле Солнца», и работала астрономом. И вдруг, в 80-х, – резкий поворот: обращение к учению Агни-Йога, преподавание основ саморазвития человека, создание теории ритмологии.
В новой книге Лучезарновой прежде всего примечательна сама форма, в которой автор излагает свои идеи. «Размышления и афоризмы», как следует уже из названия, – это не целостная философская доктрина. На суд читателя выносится набор философем, рассуждений, зарисовок, жизненных наблюдений – жанр, отсылающий к «Мыслям» Блеза Паскаля, «Дневникам» Альбера Камю и другим текстам подобного рода. Это в известной степени развязало автору руки в изложении своей теории, придало тексту определенную гибкость.
При этом автор благоразумно сгруппировала свои идеи в тематические разделы, названия которых сами по себе говорят о масштабе ее философских интересов: «О безграничной вселенной», «О деньгах», «О религии», «О любви, мужчинах, женщинах и детях», «О добре и зле», «О времени», «О счастье» и т.д. Такая систематизация очень удобна для читателя.
Приводимые в книге идеи весьма разнообразны. Внешняя простота иных суждений («Противники нужны победителям для победы») сменяется спорными, но одновременно смелыми, интересными тезисами («Россия на самом деле – земля обетованная, здесь все дается просто так»), самобытными, требующими глубокого осмысления идеями («Доверять себе может только идеальный человек»). Не стоит также забывать, что Лучезарнова – в первую очередь поэт, поэтому читатель во множестве встретит на страницах книги неожиданные метафорические ассоциации, своего рода «философскую поэзию» или «поэтическую философию» («Разум не круглый, он похож на кубик, в котором течет время», «Тело – это ваза, которая удерживает ваш мозг»). При этом название книги соответствует ее содержанию – это не свод догматов и наставлений, а попытка философского размышления. И когда автор высказывается в категоричной, провокативной или дидактичной манере, это сознательный прием, попытка пробудить у читателя мысль, вызвать дискуссию.
Простота языковых конструкций местами сочетается с некоторой терминологической неопределенностью и логической запутанностью, что несколько затрудняет восприятие текста. Если это и можно считать недостатком, то при двух смягчающих «вину» автора обстоятельствах. Во-первых, намеренная эскизность текста и не подразумевает наличия подробно расписанного понятийного аппарата и жестких логических взаимосвязей в излагаемой концепции. Во-вторых (и в главных), Лучезарнова следует традициям русских космистов, идеи которых можно скорее «ощутить», чем рационально осмыслить. Философски неоднозначные термины, которые охотно использует автор, – энергия, ритмы, информация, время, – требуют к себе именно такого подхода.
Конечно, взгляды Лучезарновой далеко не бесспорны, но книга наверняка заинтересует как минимум поклонников русского космизма и специалистов, профессионально занимающихся этой тематикой. Кто-то может почерпнуть в ней интересные и полезные для себя мысли, идеи, советы. А кого-то привлечет своеобразная эстетика авторской концепции. Взять хотя бы этот отрезок: «Если сказать человеку, что он состоит из звезд, то это будет правда. Если сказать, что звезда состоит из людей, то это тоже будет правда. Если мы скажем, что Земля состоит из людей, и это будет правда. Если мы скажем, что люди состоят из Земли, это тоже будет правда». Непонятно? Зато как красиво!