0
3661
Газета Non-fiction Интернет-версия

15.10.2015 00:01:00

Условный жанр

Тэги: нонфикшн, литература, филология, лингвистика, ахматова, чуковский, шостакович, гия канчели, борис пастернак, кушнер, сергей гандлевский, дмитрий быков


нонфикшн, литература, филология, лингвистика, ахматова, чуковский, шостакович, гия канчели, борис пастернак, кушнер, сергей гандлевский, дмитрий быков

Фигуры речи или просто фигуры? Для виньеток годится все. Борис Кустодиев. Лежащая натурщица. 1915. Музей-квартира И.И. Бродского, СПб

Александр Жолковский – лингвист и литературовед, занимавшийся с середины 70-х годов структурной поэтикой, позже разрабатывавший в соавторстве с Юрием Щегловым поэтику выразительности, а затем работавший преимущественно «на почве» постструктурализма. Жолковский – автор, в частности, сборников «Избранные статьи о русской поэзии», «Поэтика Пастернака. Инварианты. Структуры. Интертексты», «Поэтика за чайным столом и другие разборы». Однако сухая биография, библиографические списки, конференции, семинары, симпозиумы мало говорят о Жолковском – простом человеке. Именно этой ипостаси Александра Константиновича и посвящена его новая книга «Напрасные совершенства и другие виньетки». По словам автора, произведения, составившие этот том, принадлежат «условному жанру, задающему сложный баланс непосредственных впечатлений и ретроспективных оценок, фактографических констатаций и фигур речи, откровенностей и умолчаний». Жолковский создает виньетки – иногда иронично-дерзкие, иногда возвышенные, иногда саркастические, но с неизменно отточенной формой – на протяжении уже не одного десятка лет («Эросипед и другие виньетки», «Звезды и немного нервно: Мемуарные виньетки»). По стилю эти тексты больше всего напоминают мемуарные или культурологические эссе, а зачастую и то, и другое: «низменный» быт соединяется с фактами литературы, музыки. Пространство короткого, часто на несколько страниц, текста расширяется за счет вкрапления мелких деталей, личных характеристик и прочего фактологического материала, местами противоречивого, довольно-таки самолюбивого и «ершистого». Сборник «Напрасные совершенства...» уместно образно назвать кирпичиком воспоминаний российского ученого в кладке истории советского быта, наследия литературы и филологии того и нынешнего времени, своеобразным полуитогом литературоведческой и писательской деятельности Александра Константиновича. Это собрание виньеток – еще одно своеобразное авторское отточие, задумчивое и немного лукавое.

книга
Александр Жолковский.
Напрасные совершенства
и другие виньетки.
– М.: АСТ: Редакция
Елены Шубиной, 2015.
– 540 с.

В книге четыре раздела: «Яблоко или гулять» (виньетки о детстве автора), «Семнадцать мгновений весны» (истории о юношеской поре), «Один раз увидеть» (виньетки о жизни в эмиграции) и «Некрологи, которые мы собираем» («пестрая смесь»). Принцип «Напрасных совершенств...» – не остановка на одной теме, а умелое чередование, к примеру, горького текста о погибшем однокурснике («Ультима фульбе»), изящного, ироничного текста об одном любовном увлечении филолога («Портрет неизвестной») и анекдотичного диалога о математической лингвистике с завершением в виде жесткого, но логичного ответа («Чудеса кибернетики»). «Ахматоборец» Жолковский и здесь не забывает о взгляде на творчество и личность поэтессы, цитируя воспоминания Корнея Чуковского об Анне Андреевне: «Дурак такой! – говорила она о Голлербахе. – У его отца была булочная, и я гимназисткой покупала в их булочной булки – отсюда не следует, что он может называть меня... Горенко».

На страницах возникают фигуры Дмитрия Шостаковича, Гии Канчели, Бориса Пастернака, Александра Кушнера, Сергея Гандлевского, Дмитрия Быкова, которые создают общий фон советской и российской эпох в тесном контакте с самим автором – где-то через реальное общение, где-то через «внутренний монолог». Книга иллюстрирована фотографиями из личного архива филолога и других источников. Похоже, книга удовлетворит не только любителей полемических мемуаров, но и филологов, хотя к строгому формату сборника литературоведческих статей данный том не имеет отношения. Перефразируя известные строки Анны Андреевны «Когда б вы знали, из какого сора...», можно сказать так: из «сора», а вернее, даже круговерти фактов и домыслов вырастают любопытные, остроумные виньетки Александра Жолковского.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
716
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
577
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
893
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
753

Другие новости