0
5164
Газета Non-fiction Интернет-версия

16.07.2015 00:01:00

Сладкий кусок живого

Тэги: поэзия, тургеневы, доктор живаго, любовь, владимир сорокин


поэзия, тургеневы, «доктор живаго», любовь, владимир сорокин

Максимальная свобода высказывания. Константин Сомов. Влюбленные. Вечер. 1910. Национальная галерея Армении, Ереван

В работах российских философов, политологов и социологов в быту мы встречаем выражение «загадочная русская душа» и соглашаемся: да, наша жизнь построена на контрастах, противоречиях, во многом непонятных большинству в мире. Антология любовных признаний великой русской литературы «Уроки русской любви» – это 100 коротких отрывков и около 20 эссе современных писателей и журналистов, характеризующих – в основном с долей иронии, но всегда заинтересованно и вдумчиво – те или иные любовные линии в русской литературе.

Составитель Мария Голованиевская смело начинает с древнерусской литературы, Николая Карамзина и заканчивает Анатолием Рыбаковым, Виктором Ерофеевым, Юрием Нагибиным. Можно предположить, что бесконечные дискуссии литературоведов, учителей-словесников на предмет, что же считать классикой – только литературу до середины XX века, с небольшими исключениями и включать ли в этот список современные тексты или даже «альтернативную» литературу – все-таки приведут к общему знаменателю. В любом случае в новой антологии нашлось место как Федору Достоевскому, Сергею Аксакову и Ивану Тургеневу, так и Михаилу Арцибашеву, Константину Вагинову, Нине Берберовой – писателям с различной репутацией, художественной манерой и местом в литературном пантеоне.

Многие любовные признания звучат для нас по-иному, обретая новые краски и смыслы в контексте современной жизни и нашего читательского опыта, а значит, можно преодолеть наивное восприятие литературной классики и действительно сопоставить собственные, теперь уже взрослые знания и приоритеты с литературным произведением. Экспрессивная записка лермонтовской княжны Мэри Печорину, странный диалог двух противоположностей – Ильинской и Обломова у Гончарова, фрагмент описания взаимоотношений Лары и Живаго у Пастернака – эпизодические, но яркие свидетельства пресловутой «вневременности» классики.

Эссе, сопровождающие некоторые из представленных отрывков, своеобразно отражают отношение современных авторов к произведениям их предшественников. Несмотря на известные жанровые субъективизм и максимальную свободу высказывания, эти тексты выходят за рамки просто художественно оформленного произведения, являясь полемичными. Так, наряду с глубоко личностным текстом Алены Долецкой об «Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова присутствуют эссе Андрея Наврозова о «Бедной Лизе» Николая Карамзина и Александра Иличевского об «Отцах и детях» Ивана Тургенева, представляющие не школьное, а индивидуальное прочтение классики. Иличевский в «Человеке и темноте» говорит о необходимости переосмысления академического текста «Отцов и детей» и называет это произведение «самым настоящим диссидентским романом... По сути (роман Тургенева) находится вне советской доктрины и оспаривает ее, ибо он – первая в русской культуре попытка показать, как идеология уничтожает человека».

книга
Уроки русской любви.
Антология/Сост.
Мария Голованиевская.
– М.: АСТ: CORPUS, 2015.
– 590 с.

Поэты Андрей Новиков-Ланской и Фаина Гримберг (Гаврилина) принадлежат к разным литературным направлениям, их творчество устремлено по противоположным векторам, поэтому столь интересно сравнить их эссе. Новиков-Ланской в тексте «Свет и уголь» о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова восхищенно и детально рассказывает о романе, тогда как Гринберг («Кое-что об электричестве») разрушает привычные представления о романтизме главных героев «Доктора Живаго» и предлагает «противоядие» восприятию женщины как «сладкого куска, живого и животного» у Пастернака защиту телесной и духовной независимости женщины у Льва Толстого.

Антология «Уроки русской любви» состоит из любопытной подборки художественно убедительных, эмоциональных сцен любовных признаний и эссеистики – где-то спорной, где-то радостно-сопереживающей, а где-то и суховато-критичной, но неизменно качественной. Классика и современность будто сплетаются в один тугой узел общего литературного процесса, что дает право назвать данный сборник неординарным и интересным для широкой читательской аудитории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1060
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
527
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
463
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
590

Другие новости