0
4289
Газета Non-fiction Интернет-версия

09.04.2015 00:01:00

Забыть о Дуче

Тэги: рим, михаил гаспаров, тит ливий, микеланджело, рафаэль, шелли, колизей, вторая мировая война


картина
Самобытность развалин
затмевает все.
Сильвестр Щедрин. Колизей.
1819. ГТГ

Михаил Гаспаров создал «Капитолийскую волчицу. Рим до цезарей» – научно-популярную книгу об основании и первом периоде существования этой страны. Дело Гаспарова продолжил наш современник – переводчик и ученый Виктор Сонькин в своем бестселлере «Здесь был Рим». Книга получила в 2013 году главную российскую премию, «Просветитель», в области научно-популярной литературы и была посвящена памяти Михаила Гаспарова. В продолжение «римской» темы издательство выпустило книгу Роберта Хьюза «Рим. История города: его культура, облик, люди», позволяющую на протяжении шестисот страниц проследить культурное и общественное развитие Рима на протяжении многих веков. Автор отлично справляется с просветительской, не строго научной задачей – доступным языком, на основе ярких и разнообразных примеров осветить особенности жизни в Риме.

Круг интересов автора книги, американского искусствоведа и арт-критика Роберта Хьюза широк – Австралия, Испания и Италия на равных правах находились в сфере его научных интересов, список телевизионных работ и статей Хьюза по-настоящему внушителен. 

Хьюз описывает Рим от его зарождения до сегодняшнего дня. В поле зрения автора попадают поэты и кинорежиссеры, но особый упор он делает на биографиях римских живописцев, архитекторов. Автор субъективен: некоторые его высказывания о роли католической церкви в жизни Рима слишком резки, однако многочисленные отступления от основного повествования и неординарные рассуждения делают чтение книги «Рим. История города» захватывающим. Книга полна отсылок к разнообразным источникам – от трудов Иосифа Флавия и Тита Ливия до книг Джорджо Вазари и Фердинанда Грегоровиуса. Далеко не каждый любитель истории имеет время и силы полностью изучить эти произведения, и, что очень ценно, Хьюз выбирает наиболее любопытные цитаты из них для первого ознакомления.

Автор восхищается древнеримской скульптурой и архитектурой, полон уважения к наследию Николя Пуссена, Микеланджело, Рафаэля и многих других знаменитых личностей своего времени. Его подход к модернистскому и постмодернистскому искусству тем не менее нельзя назвать однозначно восхищенным или скептическим. Скорее Хьюз следует системе отделения «зерен от плевел», пытаясь разграничить подражание, дилетантизм и высокое искусство.

Книга интересна не только искусствоведческими оценками и историко-культурными суждениями, но и главой «Рим в XVIII веке: неоклассицизм и Гран-тур», где Хьюз повествует о взаимоотношениях жителей Рима и других стран, а также финальными разделами «Футуризм и фашизм» и «Рим освобожденный». Автору явно ближе свобода духа, чем излишняя богобоязненность, как, например, одному из эпизодических героев его книги – Перси Биши Шелли. Хьюз полностью солидарен с его оценкой деятельности первого византийского императора Константина: «Как истинному антиклерикалу, Шелли было мучительно видеть рядом с Колизеем арку Константина, которая была построена во славу «христианской гадины, ползущей по крови своей убитой семьи к вершинам власти», хотя и признавал за этой аркой «совершенство и изысканную красоту». В его глазах самобытность древнеримских развалин затмевала все остальное».

книга
Роберт Хьюз.
Рим. История города:
его культура, облик, люди./
 Пер. с англ. А. Тихоновой
под ред. В. Бабицкой.
- М.: АСТ: CORPUS, 2014.
– 576 с.: илл.

Главу «Футуризм и фашизм» Роберт Хьюз начинает с биографии итальянского поэта и политика Габриэле Д’ Аннунцио, постепенно вплетая в повествование все новые и новые факты о правлении Бенито Муссолини, общественной и культурной жизни Рима в страшное время фашистского режима, а ближе к середине повествования рискованно высказывается по поводу общественного положения части творческой интеллигенции тех лет и о современных стереотипах нашего мышления: «Традиционная либеральная точка зрения заключается в том, что фашизм неизменно противостоял всему новому и прогрессивному в итальянской культуре: после поражения Италии во Второй мировой войне она превратилась в безусловную доктрину, потому что большинство итальянцев тогда хотели только одного – забыть о Дуче и о горечи поражения. «Там, где была культура, не было фашизма, – писал итальянский философ Норберто Боббио, – а где был фашизм – не было культуры. Фашистская культура никогда не существовала». Эта добродетельная антифашистская точка зрения не менее вредна и глупа, чем культурные установки самого фашизма». Помимо прочего, книга оформлена репродукциями, фотографиями архитектурных памятников, позволяющими в совокупности с интересно изложенным текстом окунуться в разные периоды истории Рима, проследить важные изменения в общественной жизни и искусстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1098
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
676
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1315
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1311

Другие новости