Вот бы Западу так обняться с Востоком. Пабло Пикассо. Объятия. 1903. Музей Оранжери, Париж
Автора объемного исследования «Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира» британского историка и писателя Ниала Фергюсона с уверенностью можно назвать представителем направления популярной истории. Оперируя в основном фактами и цифрами, а не гипотезами и идеологемами, Фергюсон ярко и доходчиво преподносит события как современности, так и ушедших дней. Статистика, данные опросов и исследований, диаграммы и необычные сравнения – основные инструменты, широко используемые Ниалом Фергюсоном. Автор подходит к любому значимому вопросу с практицизмом политического аналитика и четкостью экономиста или математика, будь то история происхождения современной финансовой системы («Восхождение денег»), британский колониализм («Империя. Чем современный мир обязан Британии») или экспресс-хроника противостояния Западной и Восточной цивилизаций.
Ниал Фергюсон в «Цивилизации» приводит цитату французского историка и государственного деятеля Франсуа Гизо, явно близкую автору и выражающую подход к этой работе: «Историю следует рассматривать только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого». Автор решил разделить книгу на шесть глав – «Конкуренция», «Наука», «Собственность», «Медицина», «Потребление», «Работа», каждая из которых посвящена революционным новинкам или, пользуясь терминологией Фергюсона, «приложениям-убийцам», позволившим Западу почти 500 лет доминировать над миром. По мотивам «Цивилизации» был снят шестисерийный телефильм: работа с телевидением – один из излюбленных маркетинговых приемов автора. Сжатое изложение каждого ухищрения западной цивилизации, при котором твердое историческое положение сопровождается минимальным количеством наиболее показательных примеров, напоминает содержание одной серии научно-популярного фильма отсутствием отвлеченного «умствования».
Ниал Фергюсон обладает очевидным талантом систематизирования и структурирования разнородной информации, он не столько анализирует, сколько приводит цифры и данные, подтвержденные годами. Используя длинную логическую цепь экономических, политических, социальных и прочих причин, позволяющих говорить в целом о гигантском многовековом преимуществе Запада над остальным миром, Фергюсон вновь и вновь возвращается к основной мысли «Цивилизации»: усиление Востока, в частности Китая, ставит под угрозу власть Запада. Образ жизни, внутренний уклад представителей Востока серьезно дистанцируется от мировоззрения Европы и Америки, следовательно, народам обоих «полюсов» еще только предстоит искать общий язык и взаимопонимание, по возможности избегая войн и распрей.
Ниал Фергюсон.
Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира. Пер. с англ. К. Бандуровского под ред. И. Кригера. – М.: АСТ: CORPUS, 2014. – 544 с. (24 c. ил.) |
Помимо вышеописанных тем Фергюсона интересуют и религиозные вопросы, в связи с чем в шестой главе «Работа» автор вспоминает о Максе Вебере с его термином «протестантская этика» – доктриной о добросовестном труде. Христианство, исторически обусловленная религия европейцев, в неравной конкуренции с атеизмом и агностицизмом сейчас сильно отходит на второй план. Немного статистики: «4% норвежцев и шведов, 8% французов и немцев посещают богослужения хотя бы раз в неделю (сравните с 36% американцев, 44% индийцев, 48% бразильцев и 78% африканцев, живущих южнее Сахары)».
Британский историк порой позволяет себе жесткие оценки, но надо признать, что система его суждений не нова и повторяет мнение ряда других современных западных общественных деятелей и писателей. Например, Боливар для него – убийца, Белоруссия – страна с «непоправимо авторитарным режимом», Россия также вызывает у Фергюсона мало симпатий. Общий резко критический подход применяется и к частностям: в предисловии к британскому изданию автор называет Иоганнеса Брамса «вялым», незатейливо копируя досадную и устаревшую, хотя и распространенную музыковедческую точку зрения, пытается сопоставить принципиально несопоставимое, допуская похвалу в адрес «сверхстарательного» Яна Вермеера и иронизируя над «сверхплодовитым» Пабло Пикассо.
Ниал Фергюсон дает несколько прогнозов дальнейшего развития событий на мировой политической арене, приводя слова мастера емкого, афористичного слога Уинстона Черчилля, отражающие мысль автора о необходимости соблюдения общественных традиций: «Центральный принцип западной цивилизации – подчинение господствующего класса древним обычаям народа и его воле, как это выражено в Конституции». Фергюсон стремится познакомить читателя с современной политической обстановкой, предоставить группу исторических причин и следствий для дальнейших умозаключений и, что является главной ценностью этой весьма спорной книги, охарактеризовать со взвешенной, материалистической точки зрения процесс сложнейших преобразований на Западе и Востоке.