Казимир Малевич и
Алексей Моргунов с деревянными ложками в петлицах во время прогулки по Кузнецкому Мосту в Москве. 1914. Иллюстрация из книги |
Эпопея с написанием и поиском издателя книги у авторов-составителей Андрея Сарабьянова и Василия Ракитина длилась годы. Материалы стали активно собирать еще в середине 1990-х, но раз в России надо жить долго, чтобы до всего дожить, пришлось подождать еще и еще: попытки это издать дважды терпели фиаско. Между тем взяться за дело стоило хотя бы для того, чтобы выяснить: идея создания «Энциклопедии изобразительных искусств» витала в воздухе еще в 1919-м. Вынашивалась она в Отделе ИЗО Наркомпроса, и для нее уже успел написать Василий Кандинский. Но тогда сделать книгу не удалось, а другого случая эпоха не представила, в 1932 году свернув авангардистские потуги по переустройству жизни. Получился такой вот «Авангард, остановленный на бегу» (если взять название альбома 1989 года) в энциклопедии, которая, по словам Сарабьянова, «росла как снежный ком». Последний том даже разделили надвое.
В вышедших в 2013-м первых двух томах энциклопедия «препарировала» эпоху 1907–1932-го через персоналии, а в заключительном третьем всматривается в культурный контекст, напоминая человека с фотоаппаратом, который крутит объектив, с панорамы «спрыгивая» на макросъемку и обратно. Пытаясь вместить все, что приглашенные специалисты хотели знать об авангарде и не побоялись у него спросить. Авангард в Одессе, Каунасе, Омске, авангард в эмиграции, авангард в учебных заведениях и в названных с лихой витиеватостью группах и изданиях («Гилея», к примеру, выпустила сборник «Дохлая луна»), в сценографии, кино и музыке, выставках, теории, во всматривании в лубок и вслушивании в обсценную лексику, в крупных музеях и частных коллекциях, на аукционах, в вывеске и наконец… в щедром аккомпанементе иллюстраций.
Такого сборника не хватало (кстати, в перспективе еще планируют запустить электронную версию). Хотя с чем-то можно и поспорить. Скажем, статьи «Сюрреализм» и «Орфизм». Эти термины непривычно слышать по отношению к русскому авангарду, так, может, и не стоило распыляться на сквозные сюжеты? Но если про орфизм написано в основном через призму отдельных параллелей с русскими художниками, то текст о сюрреализме, тоже стартуя в духе аналогий, выходит на любопытный виток с рассуждениями самих авангардистов. И с цитатой Малевича о том, что в начале 1930-х годов он «примкнул бы к сюрреалистам». Или стоит ли называть (может, просто говорить об истоках?) перформансом кабаретные, театральные, уличные выступления, трюкачество, тоже вопрос. Может, цитируя писавшего про это знаменитого исследователя авангарда Джона Боулта, назвать «эстетикой зрелищ», чтобы не смешивать все со всем?..
Бог в деталях. Тело (в энергичном очерке Николетты Мислер с преамбулой Врубеля, считавшего необходимыми «дополнительные члены человеческого тела» и с «эпитафией» в виде соцреализма, который в отношении тела в чем-то «скорее развил, нежели отверг традицию авангарда»), жест и футуристический грим «ложатся» на книжные страницы. Не забыта даже деревянная ложка, которую взамен гвоздик и орхидей носили в петлицах Малевич с Моргуновым.
Энциклопедия русского авангарда.
Изобразительное искусство. Архитектура. Том III. История. Теория. – М.: Global Expert & Service Team, 2014. – Книга 1. – 388 с. – Книга 2. – 428 с. |
Дьявол в мелочах. Конечно, где-то «Энциклопедия…» оставляет не то что с носом, а с рефлексом собаки Павлова. Видишь, например, статью Марка Конекни «Еда». В тексте упомянуто интервью Михаила Ларионова (увы, без цитат) о преобразовании человека, в частности, через приготовление еды. Но если не рассматривать его предложение включить в меню мясо собак и летучих мышей, намекающее на другую пищу – представления в кабаре «Бродячая собака» да «Летучая мышь», остается непонятным, как «футуризм призывает превратить заурядный акт приема пищи в художественный опыт». Думаешь ну, вот-вот сейчас расскажут, да так и остаешься ни с чем. И даже списка литературы, чтобы «доесть», нет. А с другой стороны, еда – не беда, когда кроме этого есть еще 518 статей совсем о другой пище. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что напоминаешь комичного читателя медицинской энциклопедии. Не в том смысле, что все это узнаешь в своем воображении, а потому, что читать иногда хочется подряд. «Заборная живопись», «Затычка», «Заумь», «Зеленая кошка» – смачные авангардные выдумки цепляют.