0
3861
Газета Non-fiction Интернет-версия

18.12.2014 00:01:00

Невиновные преступники

Тэги: репрессии, политические процессы, сталин, нестор лакоба


книга
Николай Смирнов.
Рапава, Багиров и другие.
Антисталинские процессы
1950-х гг.
– М.: АИРО-XXI, 2014.
– 368 с.

В конце книги профессиональный юрист Николай Смирнов задается риторическим вопросом о героях своего исследования: «Являлись ли они изменниками родины в том содержании, как это формулировалось действовавшим законом?» И отвечает: «Фактически для обвинения их в совершении этого преступления оснований не имелось. Все они верно служили созданному Сталиным тоталитарному государственному режиму».

Так что же, мы имеем дело с очередным произволом судебных властей, характерным для времен красного террора Владимира Ленина или большого террора Иосифа Сталина, а теперь реализованным Никитой Хрущевым?

Вряд ли. Вот характеристики нескольких подсудимых тбилисского процесса 1955 года и бакинского процесса 1956-го. Авксентий Рапава – в 1938–1948 годах народный комиссар (министр) внутренних дел Грузинской ССР, Николай Рухадзе – заместитель наркома внутренних дел (1941–1948), а в дальнейшем министр государственной безопасности Грузии (1948–1952), Мир Джафар Багиров – нарком внутренних дел (1921–1927), а затем глава правительства Азербайджанской ССР (1932–1953).

Чины подобного ранга не могли не быть ответственными за преступления периода 1937–1938 годов и последующих, как тогда писали, случаев «нарушения социалистической законности».

Пара примеров из книги. В ходе следствия и суда над главой правительства Абхазской ССР Нестором Лакобой были арестованы его жена и дети. Супруга Нестора Сария скончалась от тяжких телесных повреждений, нанесенных ей в ходе допросов. Самому Лакобе в числе прочего инкриминировалась связь «с контрразведкой одного из иностранных государств» без конкретизации, какого именно. И это был не единственный случай. Вместе с главой НКВД Грузии Давидом Киладзе была арестована и расстреляна его супруга.

Чем же были вызваны столь абсурдные обвинения на антисталинских процессах середины 1950-х? Ведь даже приведенных примеров было достаточно, чтобы возбудить в отношении фигурантов процессов уголовное дело на основе реального, а не мифического состава преступления.

По мнению автора книги, «тут просто сработал выработанный в течение десятилетий стереотип: арестовывались и осуждались только враги народа, которые не могли не быть изменниками родины».

Последнее понимали и юристы. Весной 1964 года в составленной Военной коллегией справке аргументированно подвергалась сомнению обоснованность квалификации действий осужденных.

В связи с осуждением Рапавы, Рухадзе и иных фигурантов антисталинских дел встает вопрос и об их собственных жертвах. Да, они, как и их палачи, не были шпионами и не замышляли убийства Иосифа Сталина. Но, будем откровенны, визы на списках «категории 1» (подлежащих расстрелу) также ставили в отношении тех, кто вскоре вместе с ними будет реабилитирован.

И не только они. Вспомним члена Судебного присутствия маршала Василия Блюхера, вначале осуждающего маршала Михаила Тухачевского, а вскоре и самого «необоснованно осужденного».

Ведь даже действительно умеренный глава советского правительства Алексей Рыков (пожалуй, единственный из руководства имевший альтернативный Сталину план развития страны) – и тот в бытность председателем Высшего совета народного хозяйства подписал 2 ноября 1923 года постановление «Об организации Соловецкого лагеря принудительных работ»...

Думается, ужас советского судопроизводства заключался в том, что наряду с невинными жертвами (например, коллективизации) за несовершенные преступления осуждались действительно преступники, а потом часть этих преступников реабилитировалась в угоду сиюминутным политическим интересам, а часть невиновных так и осталась «врагами народа». И процесс Рапавы, Багирова и Рухадзе не разорвал этого порочного круга, как и горбачевская перестройка. В принципе его последствия мы переживаем и сейчас. Ведь уже после 1991 года прокуратура отказалась реабилитировать адмирала Александра Колчака. Хотя что тут удивляться – некоторые и сегодня считают его «английским шпионом». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1759
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
851
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4294
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3343

Другие новости