0
3039
Газета Non-fiction Интернет-версия

02.10.2014 00:01:00

Пушки музам не помеха

Тэги: война, писатели, поэты


война, писатели, поэты

Основатель журнала «Юность» прозаик Валентин Катаев в юности воевал на Первой мировой и был награжден «За храбрость». Фото из архива журнала «Юность»

Любая война, даже небольшая по масштабам, или, по словам Александра Твардовского, просто «незнаменитая», оставляет след в культуре. После колониальной (по меркам и форме для англичан) Крымской войны появились гениальная «Атака легкой бригады» Альфреда лорда Теннисона и ставший классическим образ «тонкой красной линии». Первая Чеченская запомнится поэтическим шедевром Юрия Шевчука «Мертвый город. Рождество».

Трагедия Первой мировой также повлияла на современную ей отечественную литературу. Антология стихов и прозы, составленная историком Константином Семеновым и литературоведом Геннадием Красниковым, довольно полно передает чувства поэтов и писателей, прямо или косвенно затронутые войной. Кто-то из них сражался на фронте или служил военным корреспондентом и поделился с читателями своим непосредственным видением боев (Николай Гумилев, Михаил Зощенко, Иван Савин, Илья Эренбург). Кто-то попал в плен или оказался интернированным в Германии (Сергей Соколов-Кречетов, Константин Федин). Кто-то все эти годы оставался в тылу (Владимир Гиляровский, Владислав Ходасевич, Федор Сологуб).

Наряду с хрестоматийными фрагментами «Жизни Клима Самгина» Максима Горького и «Хождения по мукам» Алексея Толстого или стихотворениями Александра Блока («Петербургское небо мутилось дождем…») и Владимира Маяковского («Мама и убитый немцами вечер») в книгу вошли не столь известные тексты. Например, Валентин Катаев представлен стихами, в которых он, храбрый офицер, неоднократно раненный и награжденный орденами, попытался эстетически пережить ужас войны.

книга
Первая мировая война
в русской литературе:
Антология/
Сост. Г. Красников,
К. Семенов.
– М.: Вече, 2014.
– 592 с.


И длилась ночь, пальбой 

встревоженная,

Завороженная тоской,

Холодным ветром 

замороженная

Над гулкой тишью городской.

Цвела наутро даль сиреневая,

Когда вошел в наш сонный 

порт

Подбитый крейсер, волны

вспенивая,

Слегка склонясь на левый

борт.

Аналогичный взгляд на войну был характерен и для некоторых немецких ветеранов. Его, в частности, можно найти в дебютной книге Эрнста Юнгера «В стальных грозах».

Прямо противоположен взгляд на войну Михаила Зощенко. В нем нет красоты, только боль, абсурд и уродство. Но, несмотря на столь отрицательный психологический опыт, прозаик и в советское время продолжал осознавать себя офицером Императорской армии. Во время травли на заседании союза писателей, когда его обвиняли во лжи и неискренности, Зощенко отвечал, что как дворянин и офицер он не может лгать.

Глубоки представленные в сборнике стихи Арсения Несмелова (Митропольского). Именно война заставила офицера знаменитого 11-го Фанагорийского полка взяться за перо:

Тревожат память городов

Полузабытые названья:

Пржемышль, Казимерж, 

Развадов,

Бои на Висле и на Сане…

Не там ли, с сумкой полевой

С еще не выгоревшим блеском,

Бродил я, юный и живой,

По пахотам и перелескам?

Жаль, что в сборник также не вошла проза Несмелова. Например, пронзительный рассказ «Полковник Афонин». В нем заглавный герой в ходе успешного боя спасает оставшихся на поле брани раненых неприятельских солдат. Повествование заканчивается сценой, когда немец, возвращающийся из плена, узнает в униженном революционными событиями герое своего спасителя и отдает ему воинские почести: «Генерал протянул ему руку. Немецкий солдат осторожно пожал ее, и на его голубых глазах были слезы. А русские солдаты, изуродованные революцией, стояли рядом и сплевывали на боевую шинель генерала подсолнечную шелуху».

Вместе с тем вызывает недоумение включение в антологию фрагмента воспоминаний генерала Алексея Брусилова. Все-таки он не был писателем.

Такая вот книга. Выходит, пушки музам не помеха – могут не молчать во время войны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1506
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
865
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1753
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
992

Другие новости