Подписан контракт между администрацией Приморского края и Тихоокеанской мостостроительной компанией (ТМК), выигравшей тендер на строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог. Мост будет возводиться в рамках программы развития Владивостока и подготовки к саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества 2012 года.
Стоимость сооружения почти 18 млрд. руб., кроме ТМК в строительстве примут участие мостостроители из Хабаровского края, приморские автодорожники, специалисты заводов железобетонных изделий из Сибири. Вантовые конструкции для моста в России не производятся, их предполагается закупать в Южной Корее, Японии или во Франции. Поставку металла возьмут на себя предприятия из других регионов страны, но последующая сборка будет проходить в Приморье. Местные предприятия должны снабдить стройку щебнем и камнем.
«Строительство моста планируется начать в ближайшее время. И он будет сдан в строй в декабре 2011 года», – пообещал приморцам директор департамента дорожного хозяйства администрации Приморья Леонид Вильчинский. Но с подписанием контракта проблем меньше не становится, подобно снежному кому нарастают новые неожиданности. Мост через Золотой Рог – толика грандиозных планов из более чем трех десятков объектов, которые придется возвести во Владивостоке к саммиту АТЭС. В Приморье нет 4 тысяч специалистов, которых потребуют стройки. Руководитель ГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Николай Ашлапов открыто признает, что край не сможет обойтись своими силами. «Мы будем привозить людей из разных регионов, включая страны СНГ, а также со всего мира», – заявил на пресс-конференции Николай Ашлапов. Расселять людей глава стройки объектов саммита планирует в жилых городках вблизи стройплощадок, которые, между прочим, тоже надо возвести.
На встречах с журналистами Николай Ашлапов невольно ежится, когда ему задают неудобный вопрос: успеем ли? Хотя для сомнений причин масса. Главный объект – мост на остров Русский, где должен пройти саммит, – существует только в проекте. Но и это полбеды: в очередной раз перенесен срок принятия Генерального плана Владивостока, без которого ни один объект по закону не должен строиться. По мнению научного руководителя проекта «Генплан Владивостока», члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук Валентина Аникеева, мешают этому не столько разногласия между администрациями города и края, сколько борьба за право распоряжаться использованием земель городского округа и нестыковки между Градостроительным и Земельным кодексами. «А если к этому добавить, что в процессе проектирования у заказчика (города. – «НГ») поменялось два мэра, несколько и.о. мэра и четыре вице-мэра – кураторов проекта и пять главных архитекторов города, – то можете себе представить условия для проектирования», – сказал в одно из интервью Валентин Аникеев.
Министр регионального развития Дмитрий Козак, побывавший в конце июня в Приморье с ревизией, выяснил, в чем состоит главная помеха в подготовке Владивостока к саммиту АТЭС-2012. Беда не в критических сроках и дороговизне, а в межведомственной разобщенности. «Нужно скоординировать действия многочисленных участников процесса, это у нас большая проблема, слишком много участников», – сказал глава Минрегиона после совещания. Пример на поверхности: весной ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» заявляло о том, что существует масса проблем с энергоснабжением объектов саммита. Николай Ашлапов полагает, что «энергетики сами виноваты»: подпрограмма правилась полгода, а энергетики в этом не участвовали. Те ретируются: о корректировке программы им не сообщалось. Экс-главный энергетик страны Анатолий Чубайс на последней конференции РАО «ЕЭС России» заметил: «По АТЭСу мы болтаемся в воздухе: у меня нет утвержденной цифры объема присоединенной мощности┘ 25 совещаний, обсуждений с 25 крупными начальниками во Владивостоке, на острове Русский, где угодно┘ но все равно – полный туман!»
В Приморье странная жизнь: здесь все в извечном приморском тумане, а потому, наверное, друг другу все и мешают. Главе дальневосточного Росстроя сомневающиеся журналисты, депутатам городской Думы принять генплан не дают чиновники и закон, Дмитрию Козаку – бюрократы, жителям острова Русский – туристы, которые в солнечные дни битком набиваются на паром, не давая им вернуться домой с материка, и они начинают писать публичные воззвания. Ученым в тягость строители и проектировщики, которые уже начали буровые работы на острове Русский, поставив под угрозу объекты культурного наследия. Даже местные единороссы устраивают публичные разборки: кто же в региональном политсовете лишний и стоит ли в него пускать «свежую кровь».
Чем громче и выше звучат уверения, что саммит 2012 года пройдет все же во Владивостоке, чем большие суммы выделяет федеральный Центр на подготовку, тем крупнее случаются скандалы в столице Приморья. Даже вокруг губернатора края Сергея Дарькина в очередной раз сгустились тучи, а приморцы больше месяца ждали воплощения пророчеств политологов о неминуемой отставке главы края. Впрочем, в происходящем эксперты не видят ничего удивительного. «Глава Минрегионразвития Дмитрий Козак ведь не случайно заявил, что кража каждого рубля будет приравнена к мародерству, – напомнил «НГ» социолог, профессор Игорь Саначев, – и не надо думать, что в таких условиях можно легко отделаться, никакие связи не помогут. Слишком большие деньги направляет Москва в Приморье, слишком раздражен Кремль тем, что происходит в коррупционной столице Дальнего Востока. И это видно по изменившейся тональности в разговорах о том, что творится в крае».
По данным эксперта, в ближайшее время предусматриваются серьезные инвестиции в Дальневосточную независимую лабораторию для проведения экспертизы ситуации в крае и сравнительного анализа Приморья и Хабаровского края. А ведь где проверка, там – выводы.
Владивосток