За прошедшую неделю в Воронежской области привлечены к ответственности около 20 муниципальных служащих в шести сельских районах. Активность прокуратуры эксперты объясняют стремлением региональных властей восстановить свой авторитет на местах.
В Грибановском районе прокуратурой направлено в суд уголовное дело по обвинению главы администрации Верхнекарачанского сельского поселения, которая, составляя подложные документы, помогала получать из федерального бюджета безвозмездные субсидии. В Павловском районе чиновнику администрации прокуратура предъявила обвинение в совершении 44 преступлений – муниципальная служащая завладела около 120 тыс. руб., выделенных государством молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В Лискинском районе по результатам прокурорской проверки 12 должностных лиц привлечены к ответственности за нарушения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. В Каширском – прокуратура через суд добилась от администрации исполнения своих обязанностей по утилизации и переработке ТБО. Нарушения природоохранного законодательства выявлены в Репьевском районе, трудового – в деятельности районной и сельских администраций Воробьевского района.
Как рассказал «НГ» старший помощник прокурора Воронежской области Михаил Усов, столь активная атака его ведомства на сотрудников муниципалитетов объясняется призывом президента к борьбе с коррупцией: «В прокуратуре Воронежской области создан отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, который занимается в том числе и нарушениями в сфере муниципальной службы». Начальник этого отдела Дмитрий Чеботарев подчеркнул, что «при проведении следственных мероприятий мы не делим служащих на муниципальных, областных или федеральных», но, по его словам, «пока информация от оперативно-разыскных служб у нас есть только по муниципальным служащим. По областным или федеральным чиновникам материалов нет».
В администрациях районов повышенную активность прокуратуры расценивают как формальность. В частности, глава Лискинского муниципального района Виктор Шевцов сообщил «НГ», что о прокурорской проверке и ее результатах впервые слышит: «Если что-то такое и было, то речь идет о чем-то не очень существенном».
Однако воронежские эксперты не считают сложившуюся ситуацию проявлением формальной активности со стороны прокуратуры. По мнению председателя экспертного совета автономной некоммерческой организации «Институт политического анализа и стратегий» политолога Дмитрия Нечаева, прокуратура взялась за восстановление авторитета областных властей на местах: «Система местного самоуправления в Воронежской области стала за последние годы крайне автономной по отношению к государственной власти. Это обусловлено и изменениями в законодательстве, и общим падением авторитета региональной власти на местах. Перед муниципалитетами в последние годы жестко ставилась, по сути, лишь одна задача – обеспечить на выборах с помощью в том числе и административного ресурса явку избирателей и необходимый результат. За это областная власть уже не вмешивалась в ситуацию в районах, где модель управления постепенно трансформировалась из инерционной в паразитирующую. В итоге в ряде районов сформировалась система кормлений глав и приближенного к ним круга чиновников».
Кстати, воронежская областная прокуратура не стала ограничиваться одними следственными действиями по уже имеющимся фактам нарушения закона. Прокурор области Николай Шишкин решил, что эффективнее будет влиять на формирование самого правового поля, и вынес на рассмотрение региональной Думы разработку своего ведомства – проект закона «О коррупции». Пока не принят его федеральный аналог, в Воронежской области документ вполне могут утвердить, а затем им руководствоваться. Среди прочего он предполагает обязательное проведение экспертизы проектов областных нормативных актов на предмет наличия в них базы для появления коррупции.
Воронеж