В оперативное управление Музею Мирового океана для дальнейшего сохранения и реконструкции калининградскими властями передан памятник градостроительства и архитектуры Фридрихсбургские ворота. В ближайшее время начнется их реставрация, которая завершится к 2010 году. Федеральное агентство по культуре уже выделило на реконструкцию ворот 4 млн. руб.
К 750-летнему юбилею Кенигсберга-Калининграда, которое праздновали в 2005 году, были восстановлены Королевские ворота, где побывал Владимир Путин и практически все губернаторы России, при этом президент высоко оценил работу музейщиков и строителей. Теперь Королевские ворота – одна из главных визитных карточек города. Этот опыт понравился городской администрации и региональному Министерству культуры и его решили использовать и на этот раз. Как сообщил «НГ» заместитель директора Музея Мирового океана Алексей Шуткин, в будущем музее «Фридрихсбургские ворота» предполагается разместить экспозицию, посвященную российскому парусному судостроению, связанному с Петром Первым. Русский царь с Великим посольством побывал здесь в 1697 году, научился артиллерийскому искусству и получил диплом бомбардира.
Как свидетельствуют архивные документы, ворота были построены в 1852 году на территории Фридрихсбургской крепости, возведенной в 1657 году по приказу курфюрста Фридриха Вильгельма для обеспечения обороны и безопасности судоходства по реке Преголя. Крепость имела форму квадрата, по углам которого размещались каменно-грунтовые бастионы Изумруд, Рубин, Алмаз и Жемчуг. В боевых действиях цитадель никогда не участвовала, хотя ее постоянно приводили в готовность во время шведско-польских войн XVII–XVIII веков, в начальный период Первой мировой войны и во время действий Красной Армии в Польше в 1920 году. Пушки Фридрихсбурга неоднократно стреляли лишь холостыми снарядами, отмечая салютом коронации и торжественные даты в жизни Пруссии. Несмотря на то что крепостные сооружения Кенигсберга постепенно утрачивали свое фортификационное значение, цитадель Фридрихсбург долго оставалась боеспособной и даже постоянно усовершенствовалась. При этом многие конструкции постепенно заменялись каменными. К середине XIX века цитадель вошла в состав второго оборонительного обвода Кенигсберга и стала называться фортом. Тогда же были построены новые Фридрихсбургские ворота, которые со значительными потерями конструктивных и архитектурных элементов сохранились до наших дней. После войны исторический памятник сильно пострадал, к тому же в советское время на прилегающей территории размещалось одно из автопредприятий города, которое не слишком бережно относилось к историческому наследию.
Сегодня во Фридрихсбургских воротах и на близлежащей территории сотрудники Калининградского историко-художественного музея во главе со старшим научным сотрудником Александром Валуевым ведут археологические раскопки. Найденные экспонаты будут размещены в нескольких музейных коллекциях, в том числе и в Музее Мирового океана.
Калининград