Из-за нехватки финансирования российские подлодки все реже и реже выходят в море.
Фото из архива автора
Атомная подлодка «Челябинск» просит о помощи. Крейсер первый раз вышел в море 17 лет назад и с тех пор практически не ремонтировался. Средств на содержание лодки сегодня катастрофически не хватает, набор призывников на крейсер приостановлен. В настоящее время атомоход стоит в доке, в море не выходит.
В 1997 году был подписан договор об оказании помощи, которую город Челябинск мог предложить подшефному подразделению. Атомный подводный ракетный крейсер «Челябинск» за это время получил из городской казны около 700 тыс. руб. Помимо этого морякам-подводникам регулярно оказывалась спонсорская помощь. Однако с вступлением в силу нового закона о принципах местного самоуправления (речь идет о Федеральном законе № 131, в соответствии с которым бюджеты всех уровней не могут напрямую оказывать помощь воинским частям и соединениям) челябинские власти лишились права оказывать финансовую помощь тому или иному военному субъекту.
Федеральный закон, принятый в 2003 году, преломил плавный ход событий. Областному правительству запретили финансировать военные подразделения. И со временем крейсер вышел, как говорят моряки, из кораблей первой линии. Сейчас подводный «Челябинск» медленно покрывается ржавчиной и ждет поддержки у области. А пока чиновники решают, откуда взять столь необходимые подлодке средства, руководитель молодежного отдела Челябинского епархиального управления, много лет благословлявший службу новобранцев из Челябинска на субмарине, считает, что в первую очередь необходимо выяснить, останется ли лодка на плаву. «Ни для кого не секрет, что подводная лодка действительно может пойти «на иголки», – объяснил «НГ» протоиерей, настоятель челябинского Свято-Троицкого храма отец Игорь. – Нужно досконально выяснить, останется ли эта единица в составе флота. Иначе может получиться так, что деньги область найдет, а подлодка встанет на вечный якорь. Нельзя допустить, чтобы средства были потрачены впустую».
Областные чиновники, в свою очередь, спешат заверить, что помощь подшефному крейсеру оказывается и сейчас. Военно-патриотический совет Челябинской области при региональном парламенте решил взять спасение лодки в свои руки. «Варианты финансовой помощи всегда можно найти, – уверяет депутат Законодательного собрания Челябинской области Сергей Зяблов. – Ведь для тех кораблей, которые область курировала до сих пор, мы как-то находим варианты финансирования? Команде помогаем, транспорт даже какой-то даем. Решает же губернатор как-то эти вопросы. Значит, и здесь возможно помочь».
Решение действительно нашлось. Изначально была идея закупить на спонсорские деньги мебель для казармы, в которой живут призывники из Челябинска, проходящие службу на атомоходе. Однако оказалось, что доставить мебель в порт приписки подводного крейсера практически невозможно. О действительных нуждах подлодки будут узнавать у командира экипажа «Челябинска», капитана 1 ранга Владимира Куашева. Руководитель Южноуральского общественного совета по патриотическому воспитанию и военно-шефской деятельности Дмитрий Вяткин в марте отправится на базу в Вилючинск. Именно там приписана подводная лодка «Челябинск». «Ходят слухи, что раз Челябинск не помогает подшефной подводной лодке, то ее тут же спишут, – объяснил депутат Госдумы РФ Дмитрий Вяткин. – Нет, конечно. Содержание боевых кораблей никогда не зависело от шефской помощи. Содержание боевого корабля целиком и полностью лежит на федеральном бюджете, бюджете Министерства обороны. Какие-то личные подарки, какая-то помощь материального характера все равно будет оказываться регионом, мы просто поменяем форму этой помощи. Лодку с таким названием просто нельзя бросать на произвол судьбы. После проведения ремонта «Челябинск» снова выйдет на боевое дежурство. 5 февраля мы связались с командиром лодки, он подтвердил, что срок ее службы не заканчивается ни в коем случае».
«Те корабли, которые сдавались тогда, 17 лет назад, уже частично выведены из состава флота, – рассказал «НГ» подполковник запаса Андрей Пашкин. – А ведь это до сих пор самые современные корабли подобного класса. Нужно не допустить списания крейсера, в противном случае «Челябинск» может стать обычной учебной площадкой для будущих моряков». Сейчас южноуральские парламентарии намерены обратиться к спикеру Госдумы РФ Борису Грызлову, чтобы помощь подшефной лодке оказывалась в соответствии с законом. Пока вопрос будет решаться на высшем уровне, в области проведут несколько акций по сбору средств на содержание субмарины.
Челябинск