Красноярский край лишь с натяжкой можно назвать «котлом народов». Хотя согласно данным последней переписи на территории региона проживают представители 137 национальностей, по нормам Евросоюза край может считаться мононациональным – около 90% красноярцев считают себя русскими. Еще 6% – украинцы, белорусы, татары, чуваши, немцы в качестве основного языка общения используют «великий и могучий». Оставшиеся 4% делятся на две большие группы, первая – коренные малочисленные народы – эвенки, нганасане (древнейший этнос Евразии), кето, ненцы, чулымцы и другие этносы, которые проживали на территории края еще до прихода в Сибирь русских. Вторая – жители Кавказа, Средней Азии и Китая, приехавшие на берега Енисея в поисках заработков после развала СССР.
Северные народы в Красноярском крае на особом положении. «В следующем году на поддержку национальных культур северян из краевого бюджета будет потрачено почти 150 миллионов рублей, – рассказывает председатель комитета по делам коренных малочисленных народов Севера Законодательного собрания края Анатолий Амосов. – В нашем регионе принят не имеющий аналогов в России закон о северных территориях, есть даже свой уполномоченный по правам коренных малочисленных народов. В Эвенкии издается газета на эвенкийском языке. Регулярно выходит литература на национальных языках».
Красноярские автохтоны успешно опровергают расхожий миф о «своем вырождении». За последние 15 лет их численность даже выросла по сравнению с советской эпохой. Тем не менее проблемы с национальной самоидентификацией у северян есть. Советский вариант глобализации многих северян оторвал от корней, и, например, сейчас только треть кето знают свой родной язык.
Но куда больше проблем возникает у власти с мигрантами последней волны. Многие из них предпочитают жить отдельными анклавами, исповедуя в чужом монастыре свой собственный устав. «На мой взгляд, муниципальная власть в крае недооценивает опасность «анклавизации», – тревожится советник губернатора края Марк Денисов. – Уже сегодня вызывает тревогу создание мононациональных неславянских анклавов в Красноярске – причем не только по месту жительства, но и в определенных нишах рынка. Из уст не очень дальновидных людей раздаются предложения формировать в краевом центре школьные классы по национальному признаку. Власть пока контролирует ситуацию, но если сегодня всерьез не озаботиться темой адаптации мигрантов, то уже через несколько лет мы можем столкнуться с неприятными проблемами».
Знаковая деталь: представители кавказских народов, несмотря на серьезные материальные затраты и организационные хлопоты, предпочитают отправлять тела своих умерших соотечественников на родину. «Второй родиной» Красноярский край они не считают, и это разделение по принципу «свой – чужой» чревато конфликтами в будущем. И недаром национальная тема уже начинает понемногу звучать и в политическом контексте. Год назад на весь Красноярск прославился тогдашний лидер местного «Яблока» (!) Владимир Абросимов, который вывесил на своем офисе лозунг «Россия для русских». Так что «вирус Кондопоги» вполне может обнаружиться и в заснеженной Сибири.
Красноярск