0
1312
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

03.12.2007 00:00:00

Антон Носик: "Аудитория сети к агитации нечувствительна"

Тэги: выборы, политология, статистика, аналитика


К минувшей выборной кампании большинство партий подошли пассивно: живое общение с электоратом свели к минимуму, раздачу и расклейку листовок сократили по максимуму. И лишь в интернете – в блогах и на форумах – политические баталии развивались очень активно: пользователи спорили до виртуальной хрипоты и вели, по возможности, агитацию за свои партии. О том, принесли ли эти сражения во всемирной сети хоть какую-то пользу политикам, «НГ» рассказал известный эксперт в области интернет-коммуникации Антон Носик.

– Антон Борисович, насколько эффективна политическая агитация в интернете?

– Наша общественная жизнь устроена таким образом, что агитация в интернете в высшей степени неэффективна. Аудитория сети не ходит строем, не чувствительна к политической агитации, не готова ничего делать по призывам в интернете, и по большому счету агитационные усилия в интернете идут насмарку. Фокус в том, что у нас за последнее время отменили половину выборов в нижнюю палату парламента (то есть одномандатные округа) и 100 процентов выборов в верхнюю палату, но никакого «отстрела» политтехнологов и пиарщиков не произошло. Существует большой спрос на поводы для освоения бюджета, и поэтому агитация в интернете ведется активно. Но воспринимать ее всерьез не приходит в голову даже тем, кто на нее тратит деньги.

– То есть все технологии, которые применялись партиями на выборах – повышение рейтинга сайтов, тиражирование постов в ЖЖ, – не способствуют привлечению сторонников?

– Абсолютно. Я не могу себе представить ни одного пользователя Живого Журнала, который бы сказал: «О, эти люди умеют накручивать Яндекс – за них надо голосовать». Начиная с 1999 года, когда у всех важнейших субъектов избирательного процесса появились свои сайты, я не видел примеров того, чтобы они оказывали бы какое-то воздействие на результат выборов. Мне эта деятельность представляется бессмысленной, но я понимаю, что необходимость в освоении бюджета непреходящая, и поэтому эта работа будет продолжаться.

– Как ЦИК относится к агитации в интернете?

– На брифинге в ЦИКе говорилось, что агитацию в интернете, за исключением случаев, когда она надлежащим образом оплачена из избирательных фондов, будут пресекать. Но даже члены ЦИКа не могли прочертить грань, за которой в качестве агитации они готовы рассматривать мнение частного лица о том или ином кандидате, выраженное в частных записках. ЦИК не в состоянии был разъяснить: идет ли речь о том, что будет пресекаться критика в адрес власти, ведь нередко баллотируются субъекты этой власти. Например, мэр Юрий Лужков возглавляет московский список – значит ли это, что материал, посвященный московским пробкам, ЦИК готов рассматривать в качестве агитации. Пока я слышал, что Илья Яшин (молодежное «Яблоко») собирался подать в ЦИК жалобу против сайта zaputina.ru. Будучи агитацией за руководителей одного из списков, он должен финансироваться из бюджета этой партии, то есть такая агитация не может вестись вне прописанной в законе квоты. Пока судьба этой жалобы мне неизвестна.

– Были ли какие-то заметные агитационные кампании, развернутые в интернете на нынешних выборах?

– Понимаете в чем дело, интернет ведь среда, ориентированная на думающих людей. По большему счету, какой-то внятной информации, способной изменить общественное мнение в пользу Путина, или Немцова, или Каспарова, очень трудно себе представить. Поле изменения взглядов избирателей на кандидатов ограничено рамками компроматного жанра, потому что это единственный жанр, в котором можно сказать о кандидате нечто новое, что предположительно изменит к нему отношение. Но этот жанр не пользуется доверием мыслящих людей, и каждый новый байт компромата, который выкладывается на сайте, снижает уровень доверия к этому ресурсу, а не к тому, против кого этот компромат направлен. В этот раз была заметна массированная кампания по дискредитации СПС с помощью различных провокаций типа телефонных звонков и вирусных сайтов. Так вот, из обсуждения в моем журнале следует, что эти провокации против СПС наравне с изъятием их агитационных материалов, с силовыми действиями, с использование против них административного ресурса в регионах – единственное, что явилось аргументом в пользу голосования за эту партию. Тот факт, что их «мочат», доказывал некоторым пользователям, что правых боятся, воспринимают всерьез и что для тех, кому принадлежит власть в стране, имеет значение, наберет ли СПС 1–2 процента. Такой пример того, как странно работает агитация в интернете, – это лучшее, что происходило на нынешних выборах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1542
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3456
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2530
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2045

Другие новости