0
1916
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

23.07.2007 00:00:00

Хлебный мякиш для избирателя

Тэги: дума, хлеб


дума, хлеб Комбайны все молотят, а зерно все дорожает.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Российская провинция встречает главный электоральный праздник страны – парламентскую избирательную кампанию – в тревожно-равнодушном состоянии. Равнодушие россиян касается политических перспектив участвующих в парламентском забеге партий и будущей конфигурации новой Государственной Думы. Тревога же сосредоточена на хлебе, вернее – на росте цен на этот «стратегический» продукт.

Как поделят между собой «каравай» Государственной Думы руководители партий, российского избирателя интересует мало. А вот сколько целковых придется с августа выложить за буханку хлеба в магазине – это сегодня едва ли не главный вопрос для миллионов жителей глубинки. Без всякого участия кремлевских технологов в регионах РФ начала стихийно формироваться новая партия – «хлебная». У нее одна программа – дешевый хлеб. У нее одно требование к власти – «Держать цену!».

Близкие к панике настроения в наиболее бедных субъектах Федерации лучше всего характеризует отрывок из передовой статьи национальной калмыцкой газеты «Хальмг Унн» за 18 июля с.г. Скачок цены на хлеб для авторов текста – как известие о нападении немцев на Советский Союз 22 июня 1941 года. Как социальная катастрофа, конец света, сломанная ось истории. «Хлеб подорожал, булка хлеба стоит 10 руб. Слухи о росте цен на муку и хлебобулочную продукцию оказались достоверными. Получается, зарплата не растет, а цены на самый необходимый продукт скачут со стремительной скоростью. И снова страдают самые незащищенные слои населения – малообеспеченные семьи, пенсионеры с мизерной зарплатой в 1,5–2 тыс. руб., бюджетники с маленькой зарплатой. А справедливости как не было, так и нет. Если повышают пенсии и зарплаты, то всем, в том числе и тем, у кого они большие. И подоходный налог 13% тоже для всех одинаков – что у олигархов, что у бедных. О каком благополучии и процветании можно говорить при такой ситуации? Жизнь с каждым днем становится дороже».

Этот короткий текст из калмыцкой газеты – суть мотивации российского протестного электората, ключевой «якорь» коллективного сознания «хлебной партии» России. С ним эта партия пойдет на выборы.

Поражающий регионы РФ сезонный кризис хлебных цен, отягощенный в нынешнем году засухой и неурожаем в основных зерновых провинциях страны, выявил жесткую зависимость от динамики этого кризиса политических настроений протестного электората. Того самого, которого обозначила газета «Хальмг Унн», – «малообеспеченные семьи, пенсионеры с мизерной зарплатой в 1,5–2 тыс. руб., бюджетники с маленькой зарплатой». Именно они составляют основу «хлебной партии» страны. Смысловая цепочка, формирующая классовое сознание членов «хлебной партии», проявляется благодаря калмыцкой газете простая и яркая: «выросла цена на хлеб – зарплата не растет – цены растут на все – справедливости нет – жить становится с каждым днем тяжелее». Слова главы Минсельхоза Алексея Гордеева о том, что «цены на зерно снижаться не будут», и о том, что в России «хлеб стоит в три–пять раз дешевле, чем в странах Евросоюза, тогда как цены на другие товары уже сопоставимы», выглядят откровенной насмешкой над ожиданиями беднейшей части населения. Тех, для кого буханка «Дарницкого» является основой рациона питания, мало интересуют заявления министра о грядущих зерновых интервенциях. Если дорожает хлеб, какие там национальные проекты? Какая там энергетическая держава? Какой ДОВСЕ?

Нынешний ценовой хлебный кризис, впрочем, демонстрирует не только электоральные масштабы «хлебной партии» России, накал протестных настроений, всего лишь упакованных в красивую обертку приоритетных нацпроектов и развлекательных программ федеральных телеканалов. Этот кризис показывает политическое бессилие протестного электората, его фатальную технологическую уязвимость и управляемость. И роль «кащеева яйца» для «хлебной партии» играет все тот же магазинный ценник на каравае. Манипуляции с ним несравненно эффективнее, чем тысячи омоновских дубинок.

Существует две основные стратегии ведения электоральной кампании. Одна – «раздавать новый хлеб» (деньги, подарки, обещания и т.д.) избирателям. Вторая – сначала «отнять старый хлеб» (продемонстрировать угрозу лишения того, что имели избиратели на момент начала избирательной кампании), а потом вернуть его же безо всяких затрат на «новые караваи» (другими словами, в тяжелейшей борьбе с обстоятельствами сохранить избирателям и так имевшиеся у них блага, экономя на формировании новых). Протестный электорат в России, как показывает практика выборов, лучше всего ловить на вторую стратегию. На хлебный мякиш. И нынешний кризис цен на хлеб открывает огромные возможности для политических партий.

Протестная матрица в российской провинции, откровенно выписанная калмыцкими журналистами, начинает раскручивать свою спираль с первого элемента – цены на хлеб. Поэтому и сворачивание протестной спирали также должно начинаться с этого. Какие механизмы для этого будут использовать кремлевские и квазиоппозиционные партии в августе–октябре 2007 года, мы скоро увидим. На политической повестке дня в российской провинции стоит вопрос о тактическом союзе с «хлебной партией» страны.

Очевидно, что та политическая партия, которая первой предложит дешевый каравай избирателям, имеет наибольшие шансы улучшить свои электоральные показатели в день голосования на парламентских выборах. Несмотря на привлекательность подобной конспирологической трактовки природы повышения цены на хлеб, эксперты считают, что это явление все же не связано напрямую с предстоящими выборами. По мнению руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, такая идея очень тяжело осуществляется: «Губернаторы, конечно, могут собрать пекарей, продавцов хлеба и, угрожая им некими репрессиями, потребовать изменения цен в регионе. Это теоретически возможный вариант, но вряд ли осуществимый на практике. Хотя бы по причине того, что информация о таких действиях обязательно станет известна их политическим конкурентам, которые поднимут неимоверную шумиху. Потому на такой риск, как предвыборные манипуляции с ценами на хлеб, в регионах вряд ли кто-то пойдет. Рост стоимости хлеба вызван скорее экономическими причинами – ситуацией на мировом рынке, играми местных монополистов. Просто люди склонны видеть в этом тень предстоящих выборов».

Волгоград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

  

0
2194
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1725
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1485
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1647

Другие новости