Полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак озабочен неидеальной работой силовых структур в подведомственном ему округе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Хлопоты и суета, предшествовавшие утверждению Сочи столицей зимних Олимпийских игр-2014, не смогли заслонить главных проблем, которые уже много лет характеризуют южный регион страны. Речь идет о террористических угрозах, сложной криминогенной ситуации и о состоянии охраны общественного порядка. Не успели в СМИ обсудить итоги прошедшего в Ростове-на-Дону выездного заседания Госсовета, посвященного этой проблеме, как полпред президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак провел в донской столице расширенное заседание Координационного совета правоохранительных органов Юга РФ.
Больше денег – меньше результата
И если в прозвучавших на Госсовете докладах губернатора Ростовской области Владимира Чуба и министра внутренних дел Рашида Нургалиева была проанализирована криминогенная обстановка по России в целом, то на совещании у Дмитрия Козака уже конкретно было отмечено, что работа силовых структур в ЮФО, мягко говоря, далека от идеала.
Как подчеркнул полпред, составленные в ЮФО рейтинги правоохранительных органов привели к достаточно неожиданному выводу: чем менее финансово обеспечен субъект Федерации, тем больше в нем тратят на содержание правоохранительных органов и, что самое главное, тем меньше отдача от их работы. По словам Козака, там, где власти демонстрируют успехи в социально-экономической сфере, работа по профилактике и предупреждению преступлений проводится эффективно. Так, в экономически благополучной Астраханской области эффективность работы сотрудников правоохранительных органов в 20 раз (!) выше, нежели, к примеру, в Ингушетии. При этом полпред подчеркнул, что объем финансирования правоохранительных органов не влияет на эффективность их работы. Дмитрий Козак призвал участников совета выработать эффективную систему оценки своих подчиненных до осени нынешнего года.
Озабоченность полпреда, похоже, передалась и руководителям субъектов ЮФО. Так, на днях президент Дагестана Муху Алиев провел совещание с главами муниципальных районов и городских округов, в котором резко критиковал работу чиновников по профилактике правонарушений. По его словам, в Дагестане «состояние преступности остается тревожным». Действительно рост преступности в республике в текущем году составляет 20% (21,8% в прошлом году), и в основном это такие тяжкие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, похищения людей и т.д. За примерами, увы, далеко ходить не приходится. На минувшей неделе в Махачкале было совершено покушение на депутата Народного собрания республики, председателя совета директоров ОАО «Даггаз» Магомедгусейна Насрутдинова. Неизвестные обстреляли из автоматического оружия автомобиль, в котором находился Насрутдинов, в результате обстрела депутат получил ранения в грудь и ногу. Нападение на народного избранника, что примечательно, произошло днем, в самом центре дагестанской столицы.
«Штыки» для террористов
Тревожной остается ситуация в Чечне. Наблюдатели отмечают в последнее время возросшую активность незаконных вооруженных формирований. Как видно из официальных сводок МВД республики и Объединенной группировки войск (сил) в Чечне, только за последнее время в горной и предгорной части произошло несколько боестолкновений между бандгруппами и сотрудниками силовых структур. При этом по сравнению с прошлым годом возросли показатели смертности и ранений среди военнослужащих и милиции.
Источники в правоохранительных органах Чечни активизацию боевиков объясняют траншами, полученными ими из-за рубежа. Что весьма показательно, если учесть, что силовики не раз утверждали о «перекрытии каналов поставок денег боевикам». Но самое главное, что за последние месяцы были отмечены случаи ухода молодежи в горы. Несмотря на то что глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что эти факты носят исключительно единичный характер, в республике говорят о десятках и даже сотнях молодых людей, примкнувших в последнее время к сепаратистам. Между тем несколько месяцев назад начальник оперативного штаба на Северном Кавказе генерал Аркадий Еделев утверждал, что в Чечне действуют «37 бандгрупп общей численностью до 450 человек». Тогда же назначенный на должность главы республики Рамзан Кадыров обещал в течение ближайших месяцев покончить «с остатками бандформирований». Но, получается, до завершения контртеррористической операции еще далеко.
Шантаж в масштабах одного аула
Похоже, это понимают и власти. Для противодействия возникшей нестабильности и предотвращения боевиков с Юга спешно укрепляется государственная граница и наращивается военная инфраструктура вдоль Главного Кавказского хребта. По утверждению заместителя руководителя Пограничной службы ФСБ РФ генерал-лейтенанта Николая Кошарного, на Северном Кавказе уже построено 38 пограничных застав, а на 34 продолжаются работы по их строительству. При этом они оснащаются новыми техническими средствами охраны границы и аппаратами спутниковой связи, сопряженными с российской системой ГЛОНАСС.
Армейцы же с этой же целью в Дагестане (Ботлих) и Карачаево-Черкесии (Зеленчукская) формируют две горные мотострелковые бригады. Сейчас, как уже сообщала «НГ» (см. номер от 2.07.07), там начато комплектование боевых подразделений. Заметим, что государство на это средств не жалеет. Стоимость проекта по обустройству и строительству горных соединений – более 10 млрд. руб. Подразделения горных егерей размещаются в современных казармах и общежитиях, кроме того, в пунктах дислокации создана развитая инфраструктура, включающая объекты, необходимые для боевой подготовки, социальные и культурно-досуговые учреждения. То есть военные приходят в регион надолго.
Между тем, как известно, местные власти Дагестана проявляли недовольство таким соседством и требовали компенсаций за занятые Минобороны РФ земли, которые в республике на вес золота. Военное ведомство с недовольными «расплатилось», проведя в Ботлих дорогу, водопровод, канализацию. Теперь, похоже, такого партнерства с военными хотят и жители Карачаево-Черкесии, которым якобы тоже мешают строящиеся в Зеленчукской объекты. Так, на днях жители аула Кобу-Баши Зеленчукского района КЧР перекрыли трассу Карачаевск–Майкоп. При этом источник в муниципальной администрации сообщил, что «люди хотят знать, какую компенсацию они получат за то, что рядом горная мотострелковая бригада будет проводить танковые учения».
Дело в том, что в связи со строительством базы для дислокации горной бригады в Зеленчукском районе появилась необходимость создания военного полигона. Жители аула Кобу-Баши требуют компенсацию за нарушение их покоя. Лишь после уговоров милиции жители Кобу-Баши открыли трассу Карачаевск–Майкоп. Чтобы решить вопрос, с жителями аула должны встретиться представители Минобороны и республиканской власти.
Таким образом, Юг страны по-прежнему нестабилен, что принуждает государство вкладывать в регион буквально гигантские средства. Отдача от этого пока заметна не слишком.