«Человек с ружьем» в Чечне по-прежнему стоит выше закона.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Чечне прошло первое заседание Конституционного собрания республики. Этот орган был создан еще в мае прошлого года, чтобы привести Основной закон Чечни в соответствие с федеральным законодательством. В итоге члены Конституционного собрания единогласно одобрили внесенные президентом Чечни Рамзаном Кадыровым предложения о поправках и пересмотре отдельных статей республиканской Конституции. Иного варианта, впрочем, быть не могло – в состав Конституционного собрания входят депутаты обеих палат парламента (законодательный орган республики полностью подконтролен Рамзану), главы администраций районов, президент, премьер и верховный судья, а также представители общественности, одобренные по закону главой республики.
Глава Чечни правильно понял Путина
Во-первых, отныне президент Чечни не избирается, а назначается, как и главы других регионов России. Во-вторых, вносить изменения и дополнения в Конституцию республики будет уполномочен парламент, который, кстати, станет однопалатным. В-третьих, срок полномочий парламента и президента Чечни увеличен с 4 до 5 лет. То есть Рамзан Кадыров умело воспользовался недавним посылом Владимира Путина о необходимости увеличить полномочия президента РФ до 5 или 7 лет, примерив его на себя.
Если на эту инициативу Кадырова федеральный Центр не отреагирует отрицательно, нужно ожидать внесения поправок и в статью 67 Конституции республики, где говорится не только о том, что «президент Чеченской Республики избирается на четыре года», но и о том, что он «не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд». Надо полагать, этот вопрос или будет рассмотрен на следующем заседании Конституционного суда, либо фраза насчет двух сроков просто исчезнет при редактировании Основного закона в ходе вынесения его на референдум, запланированный на 2 декабря с.г. Причем исход всенародного волеизъявления ни у кого сомнений вызывать не должен – в Чечне давно уже научились голосовать «как надо».
Так что Рамзан Кадыров вполне может стать пожизненным президентом республики. И соответственно выстраивать свою властную вертикаль главе республики предстоит еще много лет. Хотя, что уж скрывать, в этом плане Кадыров обошел своих коллег – ни в одном регионе страны система власти не замкнута столь жестко на первое лицо субъекта Федерации.
У боевиков прибавляется «штыков»
Между тем это всевластие не гарантирует решения всех проблем. К примеру, каждую весну в республике начинается отток молодежи в горы, к боевикам. О том, что данные факты имеют, как говорится, место быть, никто не спорит. Дискуссия идет только о том, массовый характер имеет пополнение боевиков молодыми «штыками» или же явление носит случайный характер.
«Ни о каком массовом уходе в ряды незаконных вооруженных формирований (НВФ) молодежи речи быть не может, – заявил на прошлой неделе Рамзан Кадыров. – По имеющейся у меня информации, от правосудия скрылись шесть человек, уличенных в ранее совершенных преступлениях. Но нет никаких фактов в пользу того, что они подались именно в НВФ».
Муфтий Чечни Султан Мирзаев на днях утверждал, что «за последние месяцы к отрядам НВФ примкнули несколько десятков молодых людей». Неофициальные источники, как пишет газета «Голос Чеченской Республики», «называют другие цифры, говоря о переходе на ту сторону «баррикад» двух, а то и трех сотен жителей разных районов республики».
Видимо, совсем не случайно на днях Рамзан Кадыров заявил, что с практикой амнистирования участников НВФ пора закончить: «Я официально заявляю, что никто из числа тех, кто в настоящее время находится в горах, не будет амнистирован. Если такую инициативу проявит Госдума, я ее не поддержу».
При этом, говоря о пополнении отрядов боевиков, одни ссылаются на «военный» синдром, имея в виду тот факт, что выросло целое поколение ребят, не умеющих ничего, кроме как стрелять из «калашникова» и минировать дороги, другие говорят об экономических реалиях. И, похоже, последние ближе к правде.
«На сегодняшний день безработица в Чечне составляет 53%, в то время как в целом по России – 8%», – утверждает советник президента РФ Асланбек Аслаханов. По данным чиновника, сегодня в Чечне проживает более 1,2 млн. человек и при такой огромной безработице уровень преступности будет высок: «Когда здоровый мужчина, чтобы прокормить свою семью, не может устроиться на работу, он становится добычей тех, кто не в ладах с законом».
Между тем в республику продолжат вкачивать средства федерального бюджета. Только по Федеральной целевой программе на восстановление экономики и социальной сферы Чечни за 2002–2006 года республике было выделено 27,7 млрд. руб. Причем освоено было только чуть больше 80% средств. Из шести с небольшим миллиардов рублей, выделенных по этой же программе в прошлом году, было освоено вообще только 24%. При этом глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, посетив в прошлом месяце с однодневным визитом Грозный (и получив из рук президента Чечни орден имени Ахмада Кадырова), утверждает, что деньги в Чечне «расходуются правильно». Можно ли за один день проконтролировать потоки «чеченских» денег, конечно же, вопрос риторический.
Небоевые потери в центре Грозного
На прошлой неделе Минобороны РФ понесло в Чечне самые крупные разовые потери за последние месяцы. При этом к перестрелке, унесшей жизни четырех бойцов батальона «Запад» 42-й мотострелковой дивизии Минобороны, сепаратисты никакого отношения не имели. Военнослужащие элитного подразделения спецназа ГРУ погибли в «бытовой» стычке с местными милиционерами. Заметим, что еще шесть человек с ранениями (трое военных, два омоновца и один сотрудник ГИБДД) оказались в итоге на больничной койке. Всего же в конфликте, по некоторым данным, участвовало до сотни человека.
Советник министра обороны РФ Ильшат Байчурин заявил «НГ», что «факт стычки на одном из постов госавтоинспекции Старопромысловского шоссе города Грозного между военнослужащими МО РФ и представителями МВД республики действительно имел место. К сожалению, есть погибшие. Однако кто виноват здесь, говорить рано, разберется следствие».
Из этого нашумевшего ЧП, похоже, следуют два вывода. Во-первых, «человек с ружьем» в Чечне по-прежнему стоит выше закона. Даже если речь идет о человеке в погонах. Во-вторых, управляемость правоохранительных органов и их взаимодействие с формированиями Минобороны, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в свое время командовал на Северном Кавказе армией, считает, что управление войсками и милицией, принадлежащими разным силовым структурам в Чечне, «требует дальнейшего совершенствования и регламентации». Он подчеркнул, что сейчас общее управление всеми воинскими частями и подразделениями в Чечне осуществляет МВД страны. А конкретно командует Объединенной группировкой войск (сил) в Чечне генерал-лейтенант Внутренних войск МВД РФ Яков Недобитко. Таким образом, именно он, как главный военачальник, должен отвечать как за происшедший инцидент, так и за всю обстановку, которая складывается в Чечне.
А обстановка эта остается сложной. Действия сепаратистов давно прекратили носить крупномасштабный характер, но от партизанских методов ведения войны боевики не отказались. Не проходит дня, чтобы в СМИ не поступала информация о действиях бандформирований на территории республики.
О том, что ситуация непростая, говорит следующий факт: военные уделяют все большее внимание обустройству южной границы страны, а на прилегающей к ней местности развертываются две горные бригады в Ботлихе (Дагестан) и станице Зеленчукской (Карачаево-Черкесия) Минобороны РФ. По словам главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Алексея Маслова, в начале июля первые подразделения формируемых бригад прибудут к месту постоянной дислокации. На днях была завершена проверка хода комплектования батальонов для этих бригад в Московском и Сибирском военных округах. Управление бригад уже находится на местах и принимает объекты в эксплуатацию. Также развернуты узлы связи.
Таким образом, Россия наращивает свои усилия по обеспечению военной безопасности на Юге страны, в частности в Чечне. Однако, похоже, кроме этого руководству страны придется навести порядок и в управлении войсками, чтобы не допустить инцидентов, подобных происшедшему в центре чеченской столицы. Да и к тому, какой в итоге получится выправленная Конституция Чечни, неплохо бы присмотреться.