Ежегодно в Европейский суд по правам человека поступает 20 тысяч жалоб от граждан Российской Федерации.
Фото Reuters
Сколько точно заявлений направлено в Европейский суд жителями Свердловской области, сказать сложно, ибо подобная переписка идет в частном порядке. Основные причины обращений жителей в Европейский суд – невыплата пособий чернобыльцам, пытки в милиции, неподходящие условия содержания в местах лишения свободы.
Наиболее известным в регионе делом стал принятый Страсбургским судом к рассмотрению иск «Сутяжник» против России». Это дело тянется уже несколько лет и началось после того, как областное Министерство юстиции отказалось зарегистрировать общественную правозащитную организацию «Сутяжник». Написала в Европейский суд по правам человека и журналистка Яна Порубова, которую осудили за клевету в отношении председателя правительства области Алексея Воробьева. Порубова не согласна с вердиктом российского суда и готова судиться.
Жители области не только обращаются в Страсбургский суд, но и знают, какова победа на вкус. В 2003 году произошел уникальный случай – победу над Российской Федерацией одержала Тамара Ракевич, которая оспаривала решение о направлении ее на принудительное лечение. Европейское судопроизводство исходит из того, что даже психически нездоровый человек имеет право на юридическую защиту, и судьи в Страсбурге обнаружили в решении российских коллег нарушение юридических процедуры. В частности, отечественная Фемида при направлении Ракевич на принудительное лечение не сочла нужным заслушать саму больную. По словам руководителя правозащитной организации «Сутяжник» Сергея Беляева, в Европе, если поведение человека не опасно для него самого и окружающих людей, его не изолируют как в России. В то же время итоги дела Ракевич продемонстрировали нежелание Российского государства устранять причины поражения в Европейском суде по правам человека: несмотря на победу в Страсбурге и полученную компенсацию, по данным Беляева, женщина уже снова побывала в психиатрической клинике.
Екатеринбург