Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана разработало единый для всей России стандарт (ГОСТ) по изготовлению продукции «халяль». Документ содержит требования к сырью, персоналу, производственным помещениям, транспортировке, упаковке, маркировке, а также процедуру освидетельствования продукции. Разработкой стандарта занимался созданный еще в 2005 году Комитет по стандарту продукции «Халяль», который, как сообщил «НГ» первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов, буквально со дня на день будет зарегистрирован Регистрационной палатой республики. При соответствии всех перечисленных требований комитет выдает производителю сертификат, дающий право на использование бренда «Халяль».
В этой новости, в принципе, ничего нового. Так было до революции, так должно быть и сегодня, полагают в ДУМ. Ислам разрешает правоверному употреблять в пищу только то, что приготовлено согласно канонам божественного закона – шариата, «доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторов». А само слово «халяль» (с ударением на втором слоге) в переводе с арабского означает «быть свободным, дозволенным». Мусульманину дозволено все, что не запрещено. Запрещено же правоверному строго-настрого употреблять в пищу мясо животного, умершего естественной смертью, кровь, свинину и алкоголь.
Что касается алкоголя, то еще известный в Казани ученый этнограф и врач, один из первых профессоров Казанского императорского университета Карл Фукс в 1843 году писал: «Одна заповедь Магомеда – не пить вино, кажется, у них (татар. – «НГ») повсюду нарушается. В деревнях татары любят очень вино и напиваются допьяна, как и русские. Мулла их, однако же, вина не употребляет, даже для поддержания слабости сил; ежели узнают, что мулла пьет вино или даже пиво, то его тотчас отставляют». С тех пор, если что-то и изменилось на предмет употребления алкоголя, то не в лучшую сторону. Надо полагать, ДУМ Татарстана со временем, возможно, решит и эту немаловажную для татарской мусульманской уммы проблему, как решило проблему халяльной пищи.
Кстати, в постперестроечные годы недобросовестные продавцы, особенно на рынках, старались всучить мусульманам под видом «халяль» самое обычное мясо. Обманутые шли в ДУМ с жалобами. Ведь животное, тот же барашек, забитый с молитвой, согласно божественному закону, в чистоте и чистыми руками – это совсем другой вкус. И истинный мусульманин этот вкус знает. Потому что это вкус «халяль».
Сегодня об этом знают не только мусульмане, но и большинство жителей Казани, включая русских. Не зря Совет мусульманок, действующий при ДУМ Татарстана, который год настойчиво добивается от управления образования мэрии Казани открытия мусульманского детского сада, при этом одно из главных и обязательных условий – снабжение детей «продуктами питания, приготовленными по канонам шариата – «халяль». Председатель комитета по стандарту «Халяль» Наиль Гайнуллин утверждает, что уже сейчас казанские предприятия (и не только магазины) могут предложить покупателю 30–40 сортов колбас, сосиски, до 15 сортов мяса птицы и несколько сортов говядины и баранины местного производства для мусульман. А в ближайшие два года, по его словам, в России сформируется обширный рынок халяльной продукции, что даст возможность после вступления России в ВТО татарстанским производителям выйти на рынки арабских стран.
«Товарооборот халяльной продукции в мире, – говорит Наиль Гайнуллин, – составляет 550 миллиардов долларов без учета российского рынка, которым нынче монопольно владеет Духовное управление мусульман Татарстана». Исламские страны готовы инвестировать в развитие халяльного птицеводства и животноводства. В любом случае ДУМ республики даст заработать производителю-мусульманину, а правоверный, как известно, десятую часть прибыли должен отдать мусульманской общине. Так что ДУМ Татарстана с логотипом «халяль» внакладе не останется.
Казань