0
1557
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

26.03.2007 00:00:00

Рюкзачок с позументом

Тэги: удмуртия, ткачество, кутявина


В Ижевске проходит республиканская выставка удмуртской вышивки «Усто пужыос» («Цветные узоры»). Возрождением уникального и сложного ремесла, до XIX века процветавшего, а с распространением ткачества сошедшего на нет, в 2002 году занялся Национальный центр декоративно-прикладного искусства Удмуртии.

Среди разнообразных приемов мастериц существовали два стежка, которые специалисты держат за удмуртский эксклюзив. Это – шов позументной нитью (позумент – золотая или серебряная тесьма) в прикреп и так называемый шов черных сюлыков. Последние старинные изделия с позументным шитьем хранятся в Санкт-Петербургском музее этнографии. В Национальном музее Удмуртии их фактически нет. Когда-то так работали умелицы центральных районов, преимущественно Сарапульского уезда.

Позументная нить использовалась мастерами многих народов. Особенно это характерно для христианства – шитьем в прикреп вышивались иконы, головные уборы русских женщин и женщин коми – сороки. Но техника там другая. Удмуртское шитье позументом сильно отличается от аналогов. Позумент был дорогим и его в сочетании с цветной шерстяной нитью максимально растягивали. Сейчас этот шов восстановлен на основе исследований специалистов Национального центра. Его уже освоили мастерицы из ряда районов республики.

Параллельно Национальный центр разобрал хитрости и в составлении шва черных сюлыков или «гордэн пужы», как его называли в народе. Он был обнаружен исследователями на сюлыках – нарядных платках замужних женщин. Это рельефный шов, барашком. Встречается он и на рубашках северных удмуртов. С точки зрения технологии, это счетный шов «назад иголкой» с перевивом.

Выставка показывает, насколько разнообразна современная вышивка, как хорошо она сочетается с техникой лоскутного шитья. В ней просматриваются не только исконно удмуртские мотивы и техники, но и татарское, русское влияние. У южных удмуртов вышивка яркая, нарядная, полихромная, как на одежде самих мастериц – на чалме Марины Кутявиной, сюлыке Надежды Ершовой, рюкзачке Надежды Рыбчиковой. Умелицы центральных районов любят уже упомянутый позументный шов. Мастерицы расцвечивают причудливыми узорами косынки, салфетки, панно, футляры для сотовых телефонов, мешочки – обереги «Шуд пуйи» («мешочек счастья»). Среди мотивов преобладают старинные – священное дерево, солярные знаки, треугольники, птицы и другие элементы национального орнамента.

Уважение к традиции сочетается с ее обновлением. Например, заплечный рюкзачок с народным орнаментом – чудо как хорош и современен. Девушка с таким рюкзаком не потеряется в толпе сверстников, одетых в фабричные изделия из бутиков или с вещевых рынков. А вышитый футляр для мобильника произведет впечатление на самых больших снобов.

Ижевск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
919
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1143
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1045
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1037

Другие новости