Тольяттинские избиратели, большинство которых составляют сотрудники АвтоВАЗа и члены их семей, несмотря на все усилия руководителей автогиганта, не поддержали на выборах 11 марта с.г. кандидатов от «Единой России» (ЕР), представленных в основном вазовским начальством. В результате голосования, к примеру, по одномандатным округам в парламент Самарской области не прошли трое из пяти кандидатов от партии власти. А в целом «Единая Россия» по Тольятти едва набрала 29% – на 5% ниже, чем в среднем по области и намного меньше намеченного перед выборами минимума в 45%.
Из менеджмента автогиганта по областному партсписку ЕР в губернскую Думу все же попали президент АвтоВАЗа, заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков (на выборах вместе с губернатором Константином Титовым он выполнял роль «паровоза») и замгендиректора завода по взаимодействию с госорганами генерал-лейтенант запаса Евгений Юрьев. В одномандатных округах остались без мандатов заместитель гендиректора по производству, член регионального политсовета ЕР Виталий Вильчик, а также выдвинутые единороссами председатель вазовского профсоюза Николай Карагин и врач Виталий Гройсман.
После досадной неудачи на выборах руководство ВАЗа, похоже, пытается вернуть доверие работников к менеджменту предприятия. И весьма неожиданными действиями. Владимир Артяков 15 марта с.г. утвердил создание Общественного рабочего совета – консультативного органа при президенте группы «АвтоВАЗ», состоящего из 70 передовиков и мастеров бригад. Они призваны помогать руководству развивать инициативу и привлекать работников ВАЗа к решению ключевых вопросов организации производства, согласованию общих целей, главная из которых – выпуск качественных машин. Создание этой структуры вызвало в Тольятти пересуды.
Дело в том, что 8 декабря прошлого года тот же Артяков расформировал производственный совет ОАО «АвтоВАЗ», выполнявший практически те же функции. После роспуска структуры в городе заговорили, что руководство окончательно отстраняет трудовой коллектив от управления автозаводом.
Показательно, что Общественный рабочий совет был создан за два дня до проведенной в Тольятти 17 марта конференции работников ОАО «АвтоВАЗ». Более 900 делегатов от 120-тысячного коллектива предприятия утвердили итоги выполнения коллективного договора за 2006 год и продлили его условия в 2007 году. Конференция предложила администрации обеспечить рост заработной платы и производить индексацию тарифных ставок и окладов, на 100% покрывающую темпы роста инфляции. Артяков же постарался развеять слухи о возможной остановке завода: «Руководством утверждены трехлетний перспективный план развития завода и инвестиционные проекты развития отдельных производств. В этом году будут разработаны планы развития завода до 2015 года. АвтоВАЗ сегодня – по сути дела, автопром России, и его надо сохранить в достойном виде». Время покажет, насколько осуществимы эти заверения.
Перед первым заседанием губернской Думы 4-го созыва Артяков еще раз удивил тольяттинцев. Он не стал, как, например, губернатор Титов, отказываться от мандата облдумы и остался в депутатах. Хотя для Артякова, человека министерского ранга, это, как говорится, «не царское дело» – его предшественник на посту председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников походил даже в вице-премьерах России, но в губернскую Думу никогда не избирался.
Самара