Донские казаки свято оберегают свою веру от вмешательства других религий.
Фото Валерия Киселева (НГ-фото)
В рамках дней Калмыкии в Ростовской области монахи из калмыцкого монастыря Гьюдмед совершили в местном краеведческом музее ритуал по возведению так называемой «песочной мандалы». Десятидневная церемония построения из разноцветных кварцевых песчинок дворца буддийского божества, проходившая под любопытствующими взорами ростовчан, завершилась его разрушением, которое символизирует мимолетность и непостоянство всего сущего. Сначала буддийские монахи собирались развеять песчинки над Доном в знак благословения ростовской земли, однако казаки и священнослужители, которые до этого спокойно наблюдали за построением мандалы, не позволили совершить им этот обряд.
Конфликт назрел после появления на сайте одного из информагентств статьи со ссылкой на слова ростовского священнослужителя отца Иоанна Осяка, который заявил, что буддисты пытаются насадить свои религиозные взгляды, а «строительство мандалы и развеивание песка над Доном навлечет на Ростов беды и катаклизмы». По мнению священника, подобные культовые обряды должны совершаться только в буддистских храмах, а не в общественных местах.
Прибывший в Ростов на церемонию разрушения песочного дворца верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче с обвинениями не согласился, сказав, что буддийские монахи «приехали с чистой мотивацией, а не для того, чтобы насаждать свою религию или воззрения».
К взаимоприемлемому решению удалось прийти после дискуссий, в которые вступили и донские казаки. Как рассказал «НГ» заместитель атамана Всевеликого войска Донского по идеологии Владимир Воронин, по поручению атамана Виктора Водолацкого он встретился с представителями калмыцкой диаспоры и договорился о том, чтобы обойтись без ритуала развеивания песка над Доном. Вместо этого песчинки, из которых была построена буддистская святыня, поместили в резервуары с водой, которую любой желающий смог взять из музея домой.
«Для нас Дон-батюшка – это священная река, поэтому казаки решили, что не стоит совершать над ней подобное действо, – утверждает Владимир Воронин. – Тем более что кварцевый песок является довольно мощным энергетическим носителем и еще неизвестно, что говорили над ним в своих молитвах монахи, строившие мандалу. Если, не дай Бог, произошло, скажем, подтопление, то обязательно нашелся бы кто-нибудь, заявивший, что стихия произошла именно из-за буддийского ритуала».
Нужно сказать, что такой необычный конфликт возник, несмотря на давние связи донского казачества и калмыцкого народа. Желтый цвет на донском флаге символизировал именно калмыков, часть которых официально вошла в состав войска Донского еще в 1642 году.
Ростов-на-Дону